Как отражается в плане и на что влияет годовой объем закупок
В соответствии с Законом о контрактной системе для заказчика установлены определенные ограничения или, наоборот, предоставлены дополнительные возможности, в зависимости от его годового объема закупок. Попытаемся с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ на примерах из практики продемонстрировать, когда и как работают эти опции.
В каких случаях госзаказчик имеет право, а в каких обязан приобретать то, что дешевле
Поскольку одной из основных целей проведения госзакупок является экономия бюджетных средств, то и вопрос цены контракта становится главным в подавляющем большинстве случаев при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Какие факторы влияют на установление или изменение цены контракта и как этот процесс регулируется действующим законодательством, рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Особенности определения поставщика неконкурентным способом
Казалось бы, чего проще осуществить закупку у единственного поставщика, когда альтернативы нет и все предельно ясно. Однако это только на первый взгляд. В данном способе определения поставщика есть немало подводных камней, способных создать достаточно серьезные проблемы излишне самоуверенным участникам такой закупки. С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрим вопросы, возникающие в процессе осуществления закупок у единственного поставщика.
Чем чреваты для участника закупки отсутствие в его заявке или подписанном контракте необходимой документации либо наличие неточностей в них
Самая сложная часть закупки – грамотное оформление технической документации, ее полнота, достоверность публикуемой в ней информации, отсутствие ошибок и неточностей. Именно проблемы с документацией зачастую становятся серьезным препятствием для участия в закупке или исполнения договора в соответствии с условиями, установленными заказчиком. Подобные ситуации мы рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ на примерах из практики.
Победить в госзакупках достаточно непросто, однако сама по себе победа не только сулит грядущие выгоды, но и налагает на победителя ряд обязательств, выполнение которых требует соблюдения четко обозначенных в госконтракте временных периодов или пределов. Насколько важно заказчикам и поставщикам (подрядчикам, исполнителям) вписываться во временные рамки, закрепленные в договорах, и каковы последствия выхода за них, рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ на примерах из практики.
Казалось бы, заключение бюджетным учреждением контракта на поставку различных видов энергии с единственным поставщиком – достаточно понятный и хорошо урегулированный законодательством вопрос, не требующий дополнительных разъяснений и детального рассмотрения. Однако, как выясняется, наличие различных источников финансирования и периодичность получения услуг и их оплаты, не всегда грамотно прописанных в контракте, создают определенные проблемы у заказчика в процессе исполнения им своих контрактных обязательств. Как быть в таких случаях, рассмотрим на примере из практики с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым подписано постановление № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». Оно вступило в силу 25 мая 2017 г. Подробнее о положениях постановления рассказывает Илья Митин, специалист 2-й категории ООО «РусБизнесТрейд».
Такой инструмент повышения ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участвующих в госзакупках, как Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), за пять лет использования уже успел доказать свою эффективность. Однако и у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и у заказчиков до сих пор периодически возникают вопросы, связанные с порядком и правилами ведения РНП. С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы из практики участников госзакупок.
После перевода с 1 января 2017 года подавляющего количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на госзакупки по Закону № 44-ФЗ прошло полгода, и есть резон обозначить как вопросы, возникающие в деятельности таких предприятий в связи с этим переводом, так и другие, касающиеся участия ГУПов и МУПов в госзакупках. В этом на примерах из практики нам помогут эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Иногда после подписания государственного контракта по результатам конкурсных процедур в силу различных обстоятельств стороны инициируют подписание дополнительного соглашения, изменяющего условия, закрепленные в договоре. О том, когда это возможно, каков допустимый предмет и объем изменений и где грань между изменением и новой закупкой на примере из практики, рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Такая мера, как обеспечение заявки на торгах, призвана предотвращать участие в них недобросовестных поставщиков. Отдельные нюансы применения данной меры рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Невысокая цена закупки и отсутствие конкурсной процедуры при ее проведении ни в коей мере не свидетельствуют о том, что ей надо уделять меньше внимания. Наоборот, порой при ее осуществлении возникает гораздо больше вопросов, чем при закупке с конкурентной борьбой и большим количеством участников. Почему это происходит и как грамотно преодолеть подвохи обманчивой легкости закупок малого объема, на примерах их практики рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Сложности текущих политических и экономических взаимоотношений между странами неизбежно отражаются на госзакупках. Без ориентации участников торгов в соответствующих ограничениях и приоритетах российской контрактной системы, а также знания ими порядка указания страны происхождения и производителя продукции (товара, работы, услуги) в документации они могут лишиться возможности принять участие в конкурсной процедуре или же быть наказанными за необоснованное нарушение конкуренции. Рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ, какие в связи с этим возникают вопросы у участников торгов, и дадим на них ответы.
В некоторых случаях заранее определить сумму, на которую будут оказаны услуги, закупаемые по госконтракту, не представляется возможным. Ее непредсказуемая величина зависит от количества предоставленных услуг за определенный период времени и становится известна только по прошествии этого периода. Само собой, при заключении таких договоров у обеих сторон возникает немало вопросов, связанных со сроками публикации договора в Единой информационной системе (ЕИС), порядке составления отчета и т.д. и т.п. С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ попробуем дать ответы на некоторые из этих вопросов на примерах из практики.
Лицензирование отдельных видов деятельности дает основание заказчику при закупке работ, предполагающих наличие лицензии на их осуществление, устанавливать в документации требование о предоставлении участником закупки соответствующей лицензии. Однако с учетом возможности привлечения субподрядчиков к выполнению отдельных видов сложных составных работ такие требования непосредственно к участникам закупки могут быть признаны излишними и несправедливыми, поскольку препятствуют конкуренции, ограничивая число потенциальных участников закупки. Чем руководствоваться заказчику в таких ситуациях, чтобы и требования закона соблюсти, и должную конкуренцию обеспечить, рассмотрим на примере из практики с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
О грядущих изменениях в Налоговый кодекс РФ и законодательство в сфере госзаказа журналисту «Московских торгов» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв.
Тщательная подготовка к участию в электронных торгах позволяет избегать непредвиденных ситуаций и попыток предпринять действия в последний момент, в условиях дефицита времени, когда любое препятствие может сыграть роковую роль и стать непреодолимым. В таких обстоятельствах все зависит уже не только от самого участника, поэтому сетовать на то, что все сложилось не так, как ему хотелось, зачастую бесполезно, и искать виноватых не самое продуктивное занятие. Однако если есть желание – то можно, и некоторые пытаются. Что из этого получается, рассмотрим на наглядном примере с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.
Для определения поставщика в конкурсных процедурах заказчик должен предельно четко и в полном объеме обозначить в объявлении о закупке и прилагаемой к ней документации набор свойств и параметров приобретаемых им товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, с другой стороны, сами по себе требования к поставщику могут быть чрезмерными или же вообще излишними, если заказчик неверно интерпретировал или, что бывает, вовсе игнорировал положения законов и регулирующих закупочную деятельность нормативных актов и правил. Рассмотрим подобные ситуации из практики и с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ дадим правильные ответы на вопросы, подскажем, насколько необходимы те или иные действия в сложившихся обстоятельствах.
Широко известно, что за последние несколько лет в России был принят целый ряд правовых актов, обязывающих госорганы и крупные госкомпании отдавать определенную часть своих заказов малому бизнесу. Несмотря на это, далеко не все субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) горят желанием участвовать в торгах по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Дело в том, что многие предприниматели придерживаются устоявшегося стереотипа, согласно которому распределение госзаказа и закупок госкомпаний – это некий междусобойчик, и принять участие в нем могут только «свои» фирмы.
Для определения поставщика в конкурсных процедурах заказчик должен предельно четко и в полном объеме обозначить в объявлении о закупке и прилагаемой к ней документации набор свойств и параметров приобретаемых им товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, с другой стороны, сами по себе требования к поставщику могут быть чрезмерными или же вообще излишними, если заказчик неверно интерпретировал или, что бывает, вовсе игнорировал положения законов и регулирующих закупочную деятельность нормативных актов и правил. Рассмотрим подобные ситуации из практики и с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ дадим правильные ответы на вопросы, подскажем, насколько необходимы те или иные действия в сложившихся обстоятельствах.
Когда нарушены обязательства по госконтракту, неизбежно возникает вопрос о наказании – выплате пени или неустойки нарушителем. В силу тех или иных коллизий, возникающих в конкретных ситуациях, сторонам договора не всегда удается правильно разобраться в каких случаях и в каком размере должна быть произведена эта выплата.
Стремительное развитие и потребность постоянного совершенствования системы госзакупок, ее законодательной, организационной и технологической составляющих вышли на такой уровень, что для успешного функционирования системы стало насущно необходимо наличие большого числа квалифицированных и специально подготовленных кадров.
Возможность использования автономными учреждениями при госзакупках как Закона № 223-ФЗ, так и Закона № 44-ФЗ, бесспорно, положительный момент. Однако порой при участии в госзакупках такие компании теряют ориентацию в обилии законодательных и нормативных актов, регулирующих закупочную деятельность, и не могут сделать правильный выбор: чем руководствоваться в том или ином случае?
Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?
Малому и среднему предпринимательству в системе госзакупок создан режим наибольшего благоприятствования. Наладка механизма этого режима требует времени: одно дело – с помощью законодательных и нормативных актов предоставить преференции, другое дело – реализовать их в подзаконных актах и регламентах и вписать в практический оборот. В сопоставлении с другими пересекающимися определениями законов заказчикам иногда сложно вычислить вмененный законодательством обязательный процент закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается сложившейся практики, то она еще недостаточна для создания прецедентного подхода к возникающим коллизиям. Рассмотрим некоторые ситуации, требующие дополнительных разъяснений в части обязательных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса.
В силу различных обстоятельств иногда складывается такая ситуация, когда у бюджетного учреждения не оказывается средств для оплаты контрактов, заключенных с целью обеспечения его водой, теплом и прочими ресурсами.
Вызовы, поставленные перед бюджетной системой страны неблагоприятной внешнеторговой конъюнктурой и антироссийскими санкциями, потребовали принятия ряда решений, направленных на оптимизацию расходов и ужесточение контроля государственных финансов.
Предусмотреть все варианты развития событий в ходе выполнения условий госконтракта и обозначить в нем все способы разрешения конфликтных ситуаций вряд ли представляется возможным. Поэтому, когда не по вине поставщика (исполнителя, подрядчика) возникает ситуация, решение которой не охватывается условиями договора, во главу угла становится степень заинтересованности сторон в поиске взаимоприемлемого и взаимовыгодного выхода из создавшейся ситуации. Опираясь на действующее законодательство и действительно озаботившись обеспечением государственных и муниципальных нужд, стороны вполне могут достичь компромисса, избежав разбирательства в суде, и в результате полностью исполнить взаимные обязательства. Именно такие ситуации предлагаются для рассмотрения ниже.
В ходе исполнения госконтрактов, заключенных по результатам торгов, как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, субподрядчика) иногда возникает потребность перевода своих обязательств или переуступки своих прав другим лицам. Причины для этого могут быть самыми разными – от банального отсутствия средств на счету у заказчика до долговых обязательств поставщика перед кем-либо. Однако потребность потребностью, но самое главное, чтобы подобные действия не вступали в противоречие с законодательством в сфере госзакупок. Рассмотрим два случая из практики, наглядно демонстрирующие возможные механизмы разрешения таких ситуаций.
В некоторых случаях при проведении госзакупок возникают ситуации, когда наличие единственного поставщика не свидетельствует о том, что закупка искусственно подгоняется под определенного участника торгов и нарушается основной принцип контрактной системы – конкурентность.
В быстро изменяющемся и стремительно растущем массиве нормативных актов, регулирующих закупки как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ, разобраться весьма непросто даже специалисту, профессионально занимающемуся госзакупками.
Своевременность совершения определенных действий участниками конкретной госзакупки во многом определяет как судьбу самой закупки, так и ее результат. Поэтому пунктуальность в этом вопросе является совсем даже не лишней.
У каждого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), используемого при осуществлении закупок, есть свои особенности и подробности. Для запроса котировок Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устанавливает никаких ограничений в части видов товаров, работ, услуг.
Банковская гарантия весьма удобный и выгодный всем участникам контрактной системы инструмент. Но, как всякий инструмент, она требует умелых рук и соответствующих знаний для правильного обращения.
При заключении контракта с единственным поставщиком, во-первых, надо быть очень внимательным, чтобы не упустить нюансы, чреватые в дальнейшем обернуться массой проблем, а во-вторых, не стоит видеть в оформлении любых взаимоотношений с ним только подвохи.
Немаловажными вопросами для любой бюджетной организации являются аренда занимаемого помещения и транспортное обслуживание, без которого затруднительно осуществлять возложенные на организацию функции.
В контрактной системе одной из важных мер, позволяющих, с одной стороны, дисциплинировать поставщика, а с другой – проверить серьезность его намерений и возможностей, является обеспечение исполнения контракта. Однако не стоит как преувеличивать важность данного инструмента, так и считать его малозначительным.
Неточности и упущения при подготовке заявок на участие в конкурсных процедурах, котировочных заявок, ответов на запросы ценовых предложений, а также контрактной документации могут привести к нежелательным последствиям для участников госзакупок, а именно отклонению заявки, признанию участника уклонившимся от заключения договора, признанию контракта недействительным и даже отмене результата конкурсной процедуры. Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с проблемами, возникающими при оформлении конкурсной документации.
Венцом слаженной работы контрактной системы является взаимовыгодный исполненный контракт. Чем более слаженна и сбалансированна система, тем она продуктивнее и эффективнее, что выражается во многом в качестве самих контрактов и их исполнении.
Среди участников контрактной системы много вопросов вызывает ситуация, когда тот или иной конкурентный способ определения поставщиков признается несостоявшимся.
Интересуют участников в первую очередь последствия такого признания как для заказчика, так и для претендентов на участие в конкурсе. Рассмотрим, какие могут быть ситуации в ходе реальных конкурсов.
Накануне 2015 года Президент России Владимир Путин подписал ФЗ-498 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Целью данного закона является устранение противоречий между действующими нормами закона и складывающейся правоприменительной практикой, а также адаптация к непростой экономической ситуации текущего момента.
Страницы
1 - 42 из 42
Начало | Пред. |
1
|
След. | Конец
| По стр.