НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Общее и частное


Как отражается в плане и на что влияет годовой объем закупок

В соответствии с Законом о контрактной системе для заказчика установлены определенные ограничения или, наоборот, предоставлены дополнительные возможности, в зависимости от его годового объема закупок. Попытаемся с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ на примерах из практики продемонстрировать, когда и как работают эти опции.

Организация-заказчик (казенное учреждение) работает в силу своей специфики в праздничные дни января 2019 года. В кассе имеется остаток денежных средств 2018 года (в пределах установленного лимита кассовой наличности) для обеспечения разрешения экстренных ситуаций в праздничные и выходные дни. Денежные средства соответственно включены в план закупок и план-график 2018 года и сняты в кассу учреждения в последний рабочий день декабря 2018 года. 3 января 2019 года такая потребность возникла (поломка оперативной дежурной машины).

Требуется приобретение запасной части по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (оплата за наличный расчет). В отношении какого года в рассматриваемом случае учитывается ограничение по совокупному годовому объему закупок заказчика?

В рассматриваемом случае закупка учитывается в годовом объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), сопоставляемом с совокупным годовым объемом закупок 2019 года.

Согласно ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, заказчики осуществляют закупки сообразно с информацией, включенной в планы-графики в соответствии ч. 3 этой статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. По смыслу ч. 4 ст. 17, ч.ч. 1, 2, 10 ст. 21 Закона № 44-ФЗ совершению любой закупки в текущем календарном году предшествует размещение утвержденного плана закупок и плана-графика в ЕИС.

Под закупкой для целей Закона № 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Осуществление закупки у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не требует размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении такой закупки (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Приглашение принять участие в закупке при таком способе закупки также не направляется. Следовательно, начало осуществления этой закупки совпадает с моментом заключения контракта с единственным контрагентом. В рассматриваемом случае контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключается в 2019 году, следовательно, и закупка считается осуществленной именно в этом году, а не в 2018-м, несмотря на то что она оплачивается за счет средств, оставшихся от финансового обеспечения для осуществления закупок в 2018 году.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) заказчика и составлять более чем 50 млн руб.

СГОЗ определяется как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Поскольку годовой объем закупок сопоставляется со СГОЗ, относящимся к соответствующему финансовому году, по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ под годовым объемом закупок следует понимать сумму выплат по контрактам прошлого года, осуществляемым в текущем году, и сумму цен контрактов, которые заказчик заключает с единственным контрагентом в том же финансовом году, в отношении которого определен СГОЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 № Д28и-3318). Поскольку в рассматриваемом случае закупка запчасти к автомобилю состоялась в 2019 году, она должна учитываться в годовом объеме закупок 2019 года, который не может превышать 5% от СГОЗ того же года (или иных показателей, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Заметим, что закупка должна быть предусмотрена планом-графиком в 2019 году, так как по смыслу ч.ч. 1, 10, 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ сведения о закупках, осуществляемых в текущем финансовом году, должны быть указаны в плане-графике на этот год (смотрите также письмо Минфина России от 16.06.2017 № 24-01-09/37707). Однако, согласно п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554, в плане-графике информация о закупках, которые планируется осуществить путем проведения запроса предложений на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указывается одной строкой в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из объектов закупки, перечисленных в этих пунктах. То есть речь не идет об отражении в плане-графике данной конкретной закупки, но ее сумма должна быть учтена в общей сумме закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Годовой объем закупок, который заказчик планирует осуществить путем проведения запроса котировок, составляет 700 000 руб. Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика.

У заказчика 10% от совокупного годового объема закупок составляют 1 000 000 руб. Какую сумму закупок следует отражать в плане-графике на 2020 год?

В плане-графике на 2020 год заказчиком должен быть отражен годовой объем фактически запланированных закупок, которые планируется осуществить путем проведения запроса котировок, то есть 700 000 руб.

Часть 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ ограничивает годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить путем проведения запроса котировок, максимальным пределом в 10% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более чем 100 млн руб. Минимальный же годовой размер закупок, которые должны осуществляться заказчиком путем проведения запроса котировок, Законом № 44-ФЗ не установлен. Иными словами, осуществление закупки указанным способом является правом заказчика, а то обстоятельство, что в течение года этот способ закупки заказчиком не использовался, не является нарушением.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ планы-графики размещения заказов на следующий год размещаются заказчиками по правилам, действовавшим до вступления в силу Закона № 44-ФЗ (смотрите Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденный приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, далее – Порядок), с учетом Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе (ЕИС) для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, планов-графиков размещения заказов (утверждены приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н, далее – Особенности).

Согласно подп. «г» подп. 5 п. 5 Особенностей, в размещаемом плане-графике после информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в столбцах 9 и 13 формы плана-графика указывается информация о годовых объемах закупок (тыс. рублей), в том числе тех, которые осуществляются путем проведения запроса котировок. Очевидно, что в указанной норме речь идет не о максимально возможном годовом объеме закупок путем проведения запроса котировок, а об общей сумме предусмотренных планом-графиком соответствующих закупок.

Соответственно, в приведенной ситуации в плане-графике на будущий год должен быть отражен годовой объем запланированных закупок, которые предполагается осуществить путем проведения запроса котировок (то есть 700 000 руб.).

Указывать же в плане-графике максимально возможный годовой объем закупок, которые, исходя из размера совокупного годового объема закупок заказчика, могут быть осуществлены путем проведения запроса котировок, не требуется.

Совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Если приобретение материалов осуществляется на основании денежных средств, взятых в подотчет, то нужно ли эти денежные средства указывать в плане-графике, ведь это те же самые закупки, осуществленные до 100 тыс. руб., но только без подписания договора (контракта)?

Закупки, осуществляемые подотчетными лицами заказчика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму не более 100 тыс. руб., должны быть включены в планы-графики размещения заказов.

Действительно, согласно п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

В гражданском законодательстве, на котором в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 данного закона), под договором понимается не только единый документ, определяющий условия обязательств, возникающих между сторонами, и подписанный ими, но также и соглашение сторон, оформленное любым соответствующим закону способом (в том числе путем совершения определенных действий) и являющееся основанием возникновения у этих сторон взаимных прав и обязанностей (п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом, договор может заключаться не только путем подписания единого документа, но и иными способами.

В частности, договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, а также путем совершения действий, указанных в предложении заключить договор (например, перечисление денег по «счету на оплату») (п. 1 ст. 160, п.п. 2, 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

А договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

Согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, требования ч.ч. 4–9, 11–13 ст. 34 данного закона (которые, в частности, указывают на необходимость заключения контракта в форме подписания единого документа) не применяются к контрактам, заключаемым в том числе по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупки по указанному основанию контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Таким образом, ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ фактически указывает, что контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемые на основании приведенных в ней пунктов ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, предусматривающих, например, закупку до 100 тыс. руб. (п. 4), могут заключаться не только путем подписания единого документа («договора»), но и иными способами. При этом оплата может осуществляться в наличной форме, в том числе с использованием работником выданных ему подотчетных сумм (разумеется, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами РФ между юридическими лицами по одной сделке). Соответственно, если, например, указанные в вопросе закупки осуществляются на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заключение договоров (контрактов) вполне может подтверждаться кассовым чеком или иным документом, удостоверяющим совершение сделки.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, при размещении планов-графиков заказчики руководствуются действовавшим до 1 января 2014 года Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н (Порядок), а также Особенностями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н (далее – Особенности).

Никаких исключений в отношении сведений о закупках, которые планируется осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе с использованием подотчетных сумм, ни Порядок, ни Особенности не предусматривают. В силу п. 4 Особенностей план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Более того, подпункты 4 и 5 п. 5 Особенностей прямо указывают на то, что информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, должна указываться в планах-графиках.

Таким образом, заключение контрактов через подотчетных лиц не означает, что учреждения освобождаются от необходимости отражать соответствующие закупки в планах-графиках размещения заказов. Кроме того, необходимо помнить, что независимо от способа заключения контракта, закупки, осуществляемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не учитываются при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Текст: Ирена Татонова



Назад в раздел
ТеплоцентрстройГлавУПДКМосинжпроектМД-групп
ЦентрАктивКапиталПНС