ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Финансовое обеспечение контракта. Чем грозит его недостаточный размер и как долго придется ждать возврата денежных средств


В контрактной системе одной из важных мер, позволяющих, с одной стороны, дисциплинировать поставщика, а с другой – проверить серьезность его намерений и возможностей, является обеспечение исполнения контракта. Однако не стоит как преувеличивать важность данного инструмента, так и считать его малозначительным.

Порядок и размер обеспечения исполнения контракта непосредственным образом влияет на результаты конкурсных процедур. Отсеивая слабых участников, процедура в конечном итоге повышает эффективность и продуктивность закупки. Однако гарантировать качество и сроки исполнения контракта обеспечение не в состоянии. Применение данного инструмента контрактной системы вызывает некоторые вопросы и требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим некоторые из них на примере конкретных ситуаций, возникших при проведении закупок.

Чем регламентируются сроки возврата денежных средств, зарезервированных для обеспечения исполнения контракта?

Согласно ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способ обеспечения исполнения контракта определяется самостоятельно. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то срок ее действия должен превышать срок контракта не менее чем на один месяц. Соответственно, банк устанавливает регламентированный срок действия банковской гарантии, по истечении которого считается, что все обязательства по обеспечению выполнены.

Если участник выбирает в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства, которые переводит на банковский счет заказчика, то в течение какого срока заказчик должен вернуть эти денежные средства обратно на расчетный счет исполнителя контракта? Какими нормами регламентируется данный срок, если в контракте и конкурсной документации об этом не упомянуто? Можно ли направить заказчику протокол разногласий с указанием на отсутствие в проекте контракта условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (в некоторых случаях контракт, в котором отсутствует такое условие, заключается по результатам электронного аукциона)?

По закону заказчик должен вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в разумный срок после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Если заказчик не исполнил эту обязанность в разумный срок, он обязан вернуть своему контрагенту внесенные денежные средства в семидневный срок со дня предъявления контрагентом требования об их возврате.

В соответствии с ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, конечно, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, равно как и порядка определения таких сроков для тех случаев, когда указанные сроки контрактом не предусмотрены. Поскольку законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается и на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), при решении этого вопроса следует руководствоваться требованиями ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Общее правило: если срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, не установлен контрактом, он должен определяться в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ.

Таким образом, заказчик должен вернуть контрагенту денежные средства в течение разумного срока после прекращения обязательств, исполнение которых обеспечивалось (в частности, после приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги – п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), а при невозврате денежных средств в разумный срок – в течение 7 дней с момента предъявления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соответствующего требования. Но только в том случае, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Следует заметить, что разумность срока в контексте применения п. 2 ст. 314 ГК РФ является оценочной категорией; в спорной ситуации вопрос о том, какой срок исполнения обязательства следует считать разумным, исследуется судом с учетом фактических обстоятельств (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 № 11АП-15429/14). Судебная практика исходит из того, что разумный срок следует определять путем сопоставления правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, условий договоров и фактических обстоятельств дела. Разумным сроком является срок, необходимый для исполнения стороной своих обязательств по договору (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2013 № Ф07-7164/13).

Стоит добавить, что невыполнение требований закона о включении в контракт условий о сроках возврата денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 07.11.2014 № К-1602/14).

Часть 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ предоставляет победителю электронного аукциона право направить заказчику протокол разногласий с замечаниями к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. При отсутствии оснований для отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона заказчик размещает в Единой информационной системе доработанный проект контракта (ч. 5 той же статьи). Если срок возврата денежных средств, внесенных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, извещением о проведении электронного аукциона, документацией об аукционе установлен не был, у победителя аукциона формально нет оснований указывать на отсутствие такого условия в протоколе разногласий.

Вместе с тем он не лишен права это сделать. Хотя из закона не следует обязанность заказчика внести условие о сроках возврата обеспечивающих исполнение контракта денежных средств в проект контракта на основании полученного от победителя аукциона протокола разногласий, заказчик имеет полное право дополнить проект контракта таким условием, поскольку это отвечает требованиям закона к содержанию контракта. Заказчик вправе внести в проект контракта, являющийся приложением к документации о торгах, условие о сроках возврата таких денежных средств и до определения победителя торгов, если при этом соблюдаются установленные законом сроки внесения изменений в соответствующую документацию (ч. 2, 6 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ). Однако если заказчик не дополнит проект контракта соответствующим условием, это не создаст негативных правовых последствий для его контрагента, который в этом случае не лишается права потребовать возврата обеспечения исполнения контракта в разумный срок после исполнения им обязательств по контракту.

Не стоит забывать, что обеспечение надлежащего исполнения обязательства, о котором идет речь в вопросе, по своей правовой природе является дополнительным (акцессорным) обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. Соответственно, с прекращением основного обязательства прекращается и сопутствующее ему обязательство. Другими словами, в отсутствие основного обязательства не может существовать и дополнительное обязательство.

Таким образом, после надлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по контракту, в обеспечение которых были внесены денежные средства, эти средства утратят свою обеспечительную функцию, следовательно, с этого момента отпадают правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения. Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком в разумный срок после исполнения обязательств, которые они обеспечивают независимо от наличия в контракте условия о сроках возврата таких средств.

Может ли недостаточное обеспечение исполнения контракта служить основанием для признания победителя уклонившимся от заключения контракта?

Организация проводила закупки картриджей посредством электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Победитель аукциона предложил цену на 40% меньше начальной (максимальной) цены контракта.

Статья 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при таком уменьшении цены контракт с победителем заключается только при обеспечении исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе. Информацию о добросовестности участника по ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ победитель предоставить не сможет, так как зарегистрирован менее года до даты подачи заявки на наш аукцион.

Какие действия должен предпринять заказчик, если обеспечение исполнения контракта будет предоставлено победителем меньше требуемого? Считается ли в этом случае участник уклонившимся от заключения контракта?

По закону предоставление победителем электронного аукциона обеспечения не в полном объеме является формальным основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта.

По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона. Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в Единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в Единой информационной системе подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в полтора раза по сравнению с размером обеспечения, указанным в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса (либо такой участник должен предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ) (ч. 1 и 2 ст. 37, ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Частью 6 ст. 37 Закона № 44-ФЗ определено, что обеспечение исполнения контракта, указанное в ч. 1 и 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. При этом участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в Единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ также предусмотрено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в случае если в сроки, предусмотренные этой статьей, он не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на что прямо указано в ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Из приведенных норм следует, что контракт не может быть заключен с победителем электронного аукциона, если им в установленный законом срок не представлен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, равно как и в случае непредставления к указанному сроку обеспечения в полном объеме, а победитель аукциона при этом признается уклонившимся от заключения контракта (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 № 18АП-13387/14).

Надо еще не забывать о том, что информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Но в случае предоставления участником аукциона обеспечения не в полном размере антимонопольный орган при решении вопроса о включении такого участника в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения, а обязан выявлять иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 № 08АП-13108/14, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19.11.2014 № 16-67/2014, от 29.08.2014 № 16-45/2014).

Уполномоченные органы, установив отсутствие намерения победителя аукциона уклониться от заключения контракта, могут выдать оператору электронной площадки предписание о предоставлении заказчику технической возможности заключить контракт с этим участником (решения Управления ФАС по Республике Татарстан от 14.08.2014 № 16-42/2014, от 01.10.2014 № 16-50/2014).

Вместе с тем само по себе невключение участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков не свидетельствует о неправомерности действий заказчика по признанию победителя аукциона, предоставившего обеспечение не в полном объеме, уклонившимся от заключения контракта (решение Управления ФАС по Республике Татарстан от 23.01.2015 № 2-кз/2015).

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
ОЭККапиталГеопроектизысканияМОЭК
ВКАктивКапиталКоминвест-АКМТЛокоБанк