Широко известно, что за последние несколько лет в России был принят целый ряд правовых актов, обязывающих госорганы и крупные госкомпании отдавать определенную часть своих заказов малому бизнесу. Несмотря на это, далеко не все субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) горят желанием участвовать в торгах по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Дело в том, что многие предприниматели придерживаются устоявшегося стереотипа, согласно которому распределение госзаказа и закупок госкомпаний – это некий междусобойчик, и принять участие в нем могут только «свои» фирмы.
В русле стратегии
Между тем широкие возможности для доступа к госзаказам «со стороны» дают электронные тендеры. Благодаря торгам online многие субъекты МСП уже сейчас реально получают контракты с госзаказчиками и с крупнейшими компаниями госсектора. Более того, в дальнейшем доля электронных торгов в общем объеме закупок и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ будет только расти, открывая им дополнительные возможности выхода на рынки госсектора экономики. К примеру, в Москве уже сейчас 86% тендеров на городской заказ и около 30% закупок по 223-ФЗ проходят в форме электронного аукциона. Общефедеральные показатели пока скромнее, но, тем не менее, и здесь на долю аукционов приходится более половины госзаказа. А главное – рост доли электронных госторгов соответствует и российской, и общемировой тенденции.
Напомним, что указанная тенденция созвучна принятому в текущем году основополагающему документу – Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. В соответствии с утвержденной Правительством РФ Стратегией, одним из ключевых направлений поддержки субъектов МСП является расширение их доступа к закупкам товаров, работ и услуг организациями государственного сектора экономики. В частности, в документе подчеркнута необходимость снижения издержек потенциальных поставщиков за счет широкого внедрения технологий электронных торгов. Кроме того, развитие электронной торговли должно помочь субъектам МСП и в расширении доступа к коммерческим закупкам, в том числе и в выходе на зарубежные рынки.
В рамках законной квоты
Данные статистики говорят о том, что многие заказчики значительно перевыполняют установленные законом требования. Так, например, общий объем закупок московских госзаказчиков у малого бизнеса за 2015 год превысил 108 млрд руб. (почти 20% от всего городского заказа). Многие госкомпании также значительно превысили свою квоту закупок у МСП. Кроме того, ряд крупнейших компаний, таких как, например, «Росатом» или «Ростех», проводит конференции по закупкам для субъектов МСП. Дело в том, что крупные заказчики сами заинтересованы в том, чтобы малый бизнес шел на их торги. Ведь за выполнение законодательно установленных требований придется отчитываться и всегда лучше их перевыполнить, чем недовыполнить. А кроме того, понятно, что наиболее крупные и, соответственно, коррупциогенные заказы в долю МСП, как правило, не попадают. Поэтому даже если заказчик берет откаты, ему выгодней сосредоточиться на одном крупнейшем контракте, а десятки торгов на сравнительно небольшие суммы провести строго по закону, чтобы не рисковать, из-за мелочи (по его масштабам) попасть под расследование Федеральной антимонопольной службы – ФАС или других контролирующих органов.
Однако когда речь идет о традиционных «бумажных» тендерах, у заказчика есть много способов обойти закон и отдать контракт (будь то крупный или мелкий) «своему» поставщику. Что же касается электронного тендера, то там все действия заказчика «видны» в интернете, поэтому возможностей для недобросовестного поведения во много раз меньше, а использовать «креативные» способы обойти закон имеет смысл лишь для крупных заказов, когда игра стоит свеч. Вот почему вместе с ростом прозрачности торгов растет и участие в них организаций малого бизнеса. По некоторым данным, доля субъектов МСП среди участников электронных тендеров составляет около 70%.
О чем необходимо помнить
Вместе с тем участие в электронных торгах потребует от субъектов МСП определенных навыков, а их отсутствие может привести к весьма досадной неудаче.
Прежде всего, надо знать базовые вещи. Например, то, что при электронном конкурсе и запросе котировок победителем становится тот, кто предложит минимальную цену, а вот в конкурсе или запросе предложений (которые тоже могут проводиться в электронной форме) применяются и другие критерии оценки, так что иногда цена является далеко не главным фактором.
Второе, что необходимо, но что часто ленятся делать участники торгов – это читать тендерную документацию, где подробно объяснены все требования к конкурсантам и критерии оценки. А иначе можно быть не допущенным из-за того, что забыл прикрепить к своей заявке какой-нибудь файл с документом, и это будет совершенно законно.
В случае если в документации что-то непонятно, какие-то формулировки представляются двусмысленными, не надо стесняться просить разъяснений у заказчика, а если он проигнорирует обращение – направлять жалобу в ФАС.
Модернизация продолжается
Между тем процедуры электронных торгов продолжают совершенствоваться. Так, например, одной из проблем (особенно для небольших компаний) является то, что для проведения торгов используется множество электронных торговых площадок (ЭТП) (по 44-ФЗ – их пять, а по 223-ФЗ – больше сотни). Это значит, что для участия в нескольких интересных для фирмы тендеров ей, скорее всего, понадобится аккредитация на нескольких площадках, что потребует времени и денег. Однако 10 октября шесть крупнейших ЭТП (в том числе четыре из пяти площадок для госзаказа) подписали протокол о сотрудничестве, одним из направлений которого должна стать единая аккредитация. Ожидается, что к соглашению будут присоединяться и другие крупные ЭТП. Это существенно упростит участие в электронных торгах.
Еще одно планируемое улучшение, призванное окончательно устранить возможность сговора заказчика с поставщиком, связано с законопроектом, вносящим изменения в процедуру электронного аукциона. Если его примут, то участник аукциона будет подавать заказчику не заявку с документацией, а только ценовое предложение, оставаясь полностью анонимным. И только в случае, если он победит, заказчик получит доступ к его личному кабинету, где размещены все требуемые документы. До окончания аукциона он просто не будет знать, какие фирмы в нем участвуют. Таким образом, можно сделать вывод, что широкое внедрение электронных торгов дает субъектам МСП реальную возможность на получение госзаказа и заказов крупных компаний госсектора экономики. Лучший способ для предпринимателя проверить этот тезис – самому принять участие в нескольких электронных аукционах.
В русле стратегии
Между тем широкие возможности для доступа к госзаказам «со стороны» дают электронные тендеры. Благодаря торгам online многие субъекты МСП уже сейчас реально получают контракты с госзаказчиками и с крупнейшими компаниями госсектора. Более того, в дальнейшем доля электронных торгов в общем объеме закупок и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ будет только расти, открывая им дополнительные возможности выхода на рынки госсектора экономики. К примеру, в Москве уже сейчас 86% тендеров на городской заказ и около 30% закупок по 223-ФЗ проходят в форме электронного аукциона. Общефедеральные показатели пока скромнее, но, тем не менее, и здесь на долю аукционов приходится более половины госзаказа. А главное – рост доли электронных госторгов соответствует и российской, и общемировой тенденции.
Напомним, что указанная тенденция созвучна принятому в текущем году основополагающему документу – Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. В соответствии с утвержденной Правительством РФ Стратегией, одним из ключевых направлений поддержки субъектов МСП является расширение их доступа к закупкам товаров, работ и услуг организациями государственного сектора экономики. В частности, в документе подчеркнута необходимость снижения издержек потенциальных поставщиков за счет широкого внедрения технологий электронных торгов. Кроме того, развитие электронной торговли должно помочь субъектам МСП и в расширении доступа к коммерческим закупкам, в том числе и в выходе на зарубежные рынки.
В рамках законной квоты
Данные статистики говорят о том, что многие заказчики значительно перевыполняют установленные законом требования. Так, например, общий объем закупок московских госзаказчиков у малого бизнеса за 2015 год превысил 108 млрд руб. (почти 20% от всего городского заказа). Многие госкомпании также значительно превысили свою квоту закупок у МСП. Кроме того, ряд крупнейших компаний, таких как, например, «Росатом» или «Ростех», проводит конференции по закупкам для субъектов МСП. Дело в том, что крупные заказчики сами заинтересованы в том, чтобы малый бизнес шел на их торги. Ведь за выполнение законодательно установленных требований придется отчитываться и всегда лучше их перевыполнить, чем недовыполнить. А кроме того, понятно, что наиболее крупные и, соответственно, коррупциогенные заказы в долю МСП, как правило, не попадают. Поэтому даже если заказчик берет откаты, ему выгодней сосредоточиться на одном крупнейшем контракте, а десятки торгов на сравнительно небольшие суммы провести строго по закону, чтобы не рисковать, из-за мелочи (по его масштабам) попасть под расследование Федеральной антимонопольной службы – ФАС или других контролирующих органов.
Однако когда речь идет о традиционных «бумажных» тендерах, у заказчика есть много способов обойти закон и отдать контракт (будь то крупный или мелкий) «своему» поставщику. Что же касается электронного тендера, то там все действия заказчика «видны» в интернете, поэтому возможностей для недобросовестного поведения во много раз меньше, а использовать «креативные» способы обойти закон имеет смысл лишь для крупных заказов, когда игра стоит свеч. Вот почему вместе с ростом прозрачности торгов растет и участие в них организаций малого бизнеса. По некоторым данным, доля субъектов МСП среди участников электронных тендеров составляет около 70%.
О чем необходимо помнить
Вместе с тем участие в электронных торгах потребует от субъектов МСП определенных навыков, а их отсутствие может привести к весьма досадной неудаче.
Прежде всего, надо знать базовые вещи. Например, то, что при электронном конкурсе и запросе котировок победителем становится тот, кто предложит минимальную цену, а вот в конкурсе или запросе предложений (которые тоже могут проводиться в электронной форме) применяются и другие критерии оценки, так что иногда цена является далеко не главным фактором.
Второе, что необходимо, но что часто ленятся делать участники торгов – это читать тендерную документацию, где подробно объяснены все требования к конкурсантам и критерии оценки. А иначе можно быть не допущенным из-за того, что забыл прикрепить к своей заявке какой-нибудь файл с документом, и это будет совершенно законно.
В случае если в документации что-то непонятно, какие-то формулировки представляются двусмысленными, не надо стесняться просить разъяснений у заказчика, а если он проигнорирует обращение – направлять жалобу в ФАС.
Модернизация продолжается
Между тем процедуры электронных торгов продолжают совершенствоваться. Так, например, одной из проблем (особенно для небольших компаний) является то, что для проведения торгов используется множество электронных торговых площадок (ЭТП) (по 44-ФЗ – их пять, а по 223-ФЗ – больше сотни). Это значит, что для участия в нескольких интересных для фирмы тендеров ей, скорее всего, понадобится аккредитация на нескольких площадках, что потребует времени и денег. Однако 10 октября шесть крупнейших ЭТП (в том числе четыре из пяти площадок для госзаказа) подписали протокол о сотрудничестве, одним из направлений которого должна стать единая аккредитация. Ожидается, что к соглашению будут присоединяться и другие крупные ЭТП. Это существенно упростит участие в электронных торгах.
Еще одно планируемое улучшение, призванное окончательно устранить возможность сговора заказчика с поставщиком, связано с законопроектом, вносящим изменения в процедуру электронного аукциона. Если его примут, то участник аукциона будет подавать заказчику не заявку с документацией, а только ценовое предложение, оставаясь полностью анонимным. И только в случае, если он победит, заказчик получит доступ к его личному кабинету, где размещены все требуемые документы. До окончания аукциона он просто не будет знать, какие фирмы в нем участвуют. Таким образом, можно сделать вывод, что широкое внедрение электронных торгов дает субъектам МСП реальную возможность на получение госзаказа и заказов крупных компаний госсектора экономики. Лучший способ для предпринимателя проверить этот тезис – самому принять участие в нескольких электронных аукционах.
Назад в раздел