ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Взвешенное решение. Тонкости оформления заявочной и договорной документации участниками конкурсных процедур


Неточности и упущения при подготовке заявок на участие в конкурсных процедурах, котировочных заявок, ответов на запросы ценовых предложений, а также контрактной документации могут привести к нежелательным последствиям для участников госзакупок, а именно отклонению заявки, признанию участника уклонившимся от заключения договора, признанию контракта недействительным и даже отмене результата конкурсной процедуры. Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с проблемами, возникающими при оформлении конкурсной документации.

Без указания страны происхождения товара заявка должна быть отклонена

Если в первой части заявки на участие в электронном аукционе отсутствует указание на наименование страны происхождения товара, а указан, например, только город, заказчик в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ обязан отклонить заявку на участие в электронном аукционе.

В п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ определены требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара. В частности, она должна содержать следующую информацию:

– если в документации об электронном аукционе содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

– если в документации об аукционе такое указание не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

В силу ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается. Указанная норма является императивной: если заявка участника подпадает под действие ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отказать такому участнику в допуске к аукциону. Принять иное решение комиссия не вправе.

Поскольку в рассматриваемой ситуации указание на наименование страны происхождения товара в аукционной документации отсутствует, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара. Соответственно, отсутствие в данном случае наименования страны происхождения товара в заявке участника является основанием для отказа ему в допуске к участию в аукционе в силу п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.

Понятие наименования страны происхождения товара не регламентируется в Законе № 44-ФЗ. Однако согласно разъяснениям, данным в письме Министерства экономического развития РФ от 30.09. 2014 № Д28И-1889 (п. 88, 89), данное понятие употребляется в значении, определенном ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно данной норме, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Из этого следует, что под страной происхождения товара может пониматься регион или часть страны, однако они должны быть специально выделены для целей определения страны происхождения товаров. При этом определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров (ч. 2 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В отношении города положение, свидетельствующее о его выделении для целей определения страны происхождения товаров, законодательство не предусматривает. Поэтому при указании в заявке на участие только города, несмотря на очевидную возможность определения наименования страны происхождения товара, не исключено, что контролирующие органы расценят такое обозначение как нарушающее требования Закона № 44-ФЗ, в связи с чем формально такая заявка подлежит отклонению в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.

Косвенно это подтверждается судебной практикой, принятой по вопросам применения Федерального закона от 21.07. 2005 № 94-ФЗ. Так, в отношении участников, указавших соответствие маркировки товара российскому ГОСТу вместо наименования страны происхождения товара, суды признавали правомерным отказ в допуске к торгам (решение Московского городского суда от 08.10.2014 № 7-3733/14, решение Московского городского суда от 08.10.2014 № 7-3729/14).

Как быть, если в процессе закупки у организации меняется налоговый статус

Организация в котировочной заявке при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ при одном участнике указала цену договора с учетом НДС, однако при заключении договора заявила о том, что с 2015 года не является плательщиком НДС. В связи с этим она попросила отразить в договоре данный факт (при этом цена договора на сумму НДС уменьшена не была). Должна ли цена договора быть снижена на сумму НДС, или контрагенты обязаны заключить договор на сумму, исчисляемую с учетом НДС?

В соответствии с законом, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Требования по установленному порядку формирования предлагаемой цены договора обязательны для всех участников закупки.

В рассматриваемом случае заказчик в извещении о проведении запроса котировок указал цену с учетом НДС. В свою очередь, участник закупки в котировочной заявке также предложил цену с учетом НДС. Тем самым, подавая котировочную заявку, участник запроса котировок подтвердил свое согласие исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.

Соответственно, контракт должен быть заключен с победителем запроса котировок на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной указанным участником процедуры закупки в котировочной заявке. Изменение налогового режима, применяемого победителем запроса котировок к моменту заключения контракта, не может влиять на цену контракта и ее составляющие (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2014 № Ф07-7237/14 по делу № А56-66216/2013).

В случае отказа победителя от подписания договора на условиях, указанных им в котировочной заявке, последний может быть признан уклонившимся от заключения договора. Вместе с тем, по смыслу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, при заключении договора в протоколе, составленном по результатам закупки, цена закупаемых товаров, работ и услуг может быть изменена. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств заказчиками (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 № Ф03-4277/14). Соответственно, цена в этом случае может изменяться только в сторону уменьшения и только по обоюдному согласию сторон.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации победитель не вправе требовать указания в договоре полной стоимости товара (работ, услуг), указанной в котировочной заявке, без выделения НДС, основываясь на изменении своего налогового статуса. Заказчик, являясь коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является получение прибыли, в этом случае утратил бы право на возмещение НДС по итогам налогового периода, предоставленное ему подп. 1 п. 1 ст. 146 и ст. 176 НК РФ. В то же время стороны вправе указать в договоре меньшую стоимость за минусом НДС, что позволит соблюсти баланс интересов сторон.

Обязательна ли печать в ответах на запросы о предоставлении ценовой информации

По Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для определения цены контракта направляются запросы в организации. Запросы о предоставлении ценовой информации направляются заказчиком по электронной почте. Коммерческие предложения поступают ответными письмами. Заказчик направляет запросы с целью определения цены по конкурентным способам закупок. Обязательно ли при ответе наличие печати организаций на фирменных бланках?

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена контракта и, в предусмотренных указанным законом случаях, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в данной части, из которых приоритетным, используемым по умолчанию методом является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Какие-либо правила, касающиеся документов, содержащих информацию, на основании которой выполняется расчет НМЦК, Законом № 44-ФЗ не установлены.

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании ч. 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. При этом следует иметь в виду, что Методические рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Методических рекомендаций). Они применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций). Поэтому они, как правило, носят именно рекомендательный характер, что отражается в самих их нормах (например, п. 3.3, 3.7 Методических рекомендаций). В частности, и в п. 2.1 Методических рекомендаций указано, что оригиналы использованных при определении, обосновании цены документов, снимки экрана (скриншот), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Очевидно, что слово «целесообразно» не является эквивалентом слова «обязательно».

Надо отметить, что у полученного по электронной почте документа не может быть в принципе оригинала (в общепринятом смысле) «с синей печатью», поэтому рекомендация хранить скриншоты относится и к документам, полученным по электронной почте. Хотя очевидно, что, в случае если такой документ занимает большой объем (много «экранов») или передан прикрепленным в электронном письме документом, открывающимся в интерфейсе служебной программы, не показывающей связь с этим электронным письмом, исполнение данной рекомендации может быть затруднительным. Поэтому само по себе использование заказчиком при расчете цены контракта копий коммерческих предложений, простых распечаток документов, полученных по электронной почте, не является нарушением законодательства. О принципиальной возможности использования для определения НМЦК коммерческих предложений, полученных по электронной почте, свидетельствует и правоприменительная практика (например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 № 18АП-6753/14). Требований же, согласно которым в целях определения НМЦК могут использоваться только коммерческие предложения, на которых имеется печать, нормативные акты не содержат (в том числе и применительно к коммерческим предложениям на бумажном носителе).

Однако следует иметь в виду, что наиболее квалифицированно разрешить все вышеуказанные и подобные ситуации могут только официальные разъяснения Минэкономразвития России или ФАС России в каждом конкретном случае.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
МосинжпроектМОЭКЭнергокомплексТеплоцентрстрой
МОСПРОМСТРОЙСтроительнаяШкола