НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Кто ответит за неудачу. За какой технический сбой несет ответственность оператор электронной площадки


Тщательная подготовка к участию в электронных торгах позволяет избегать непредвиденных ситуаций и попыток предпринять действия в последний момент, в условиях дефицита времени, когда любое препятствие может сыграть роковую роль и стать непреодолимым. В таких обстоятельствах все зависит уже не только от самого участника, поэтому сетовать на то, что все сложилось не так, как ему хотелось, зачастую бесполезно, и искать виноватых не самое продуктивное занятие. Однако если есть желание – то можно, и некоторые пытаются. Что из этого получается, рассмотрим на наглядном примере с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Подрядчик планировал принять участие в электронном аукционе на право заключения договора, который проводился в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На электронной площадке, посредством которой проводится аукцион, существует сервис, позволяющий участнику закупки запросить предоставление кредитных средств для финансирования обеспечения заявки на участие в аукционе. Такая возможность реализуется путем использования сервиса «Заявка на кредит», ссылка на который содержится на сайте. Однако по техническим причинам эта ссылка была нерабочей, подрядчик не смог воспользоваться услугой торговой площадки. В результате подрядчик не смог своевременно предоставить денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в связи с чем не смог принять участие в данных торгах.

Каковы должны быть его действия в данной ситуации? Должен ли был сам заказчик при размещении конкурсной документации, видя технический сбой на площадке, внести изменения в документацию – например, по продлению сроков?


Рамки закона

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ проведение аукциона в электронной форме (электронного аукциона) обеспечивается на электронной площадке ее оператором. При этом под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы (ч. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона участник закупки предоставляет обеспечение заявки на участие в аукционе путем внесения денежных средств в размере, указанном в документации об аукционе. Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов (ч. 9 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Частью 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, на счете оператора электронной площадки денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с ч. 18 той же статьи в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.

Часть 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ предоставляет право любому участнику закупки обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Такая жалоба должна содержать, в частности, указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность (п. 4 ч. 8, ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

По смыслу приведенных положений участник закупки, обжалующий действия (бездействие) заказчика или оператора электронной площадки, должен обосновать свою жалобу, т.е. представить доказательства нарушения его прав и законных интересов действиями или бездействием этих лиц.

Согласно ч. 22 ст. 68 Закона № 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных этой статьей, независимо от времени окончания такого аукциона. Закон возлагает на оператора электронной площадки и иные обязанности, связанные с функционированием такой площадки (ч. 18 ст. 44, ч. 8 ст. 60, ч.ч. 4–6, 12, 15 ст. 61, ч. 6 ст. 62, ч.ч. 9, 12, 15 ст. 66, ч. 9 ст. 67, ч. 13 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Право и обязанность

Однако ни в Законе № 44-ФЗ, ни в иных нормативных правовых актах о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусматривается обязанность оператора электронной площадки предоставить участнику закупки возможность получения кредитных (заемных) средств для предоставления обеспечения заявки на участие в аукционе.

Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае имел место технический сбой в функционировании программного обеспечения на электронной площадке, который не был своевременно устранен ее оператором. Однако представляется, что такой сбой сам по себе не привел к невозможности участия в аукционе, поскольку участник закупки не был лишен права внести на лицевой счет для обеспечения заявки на участие в аукционе собственные денежные средства или денежные средства, полученные по кредитному договору, который мог быть заключен таким участником вне электронной площадки.

Закон предоставляет заказчику право не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе внести изменения в извещение о проведении такого аукциона, а также в документацию об электронном аукционе, продлив срок подачи заявок на участие в аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три млн руб., не менее чем семь дней (ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ). Однако обязанность заказчика вносить изменения в извещение о проведении аукциона в части продления срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с невозможностью предоставить обеспечение заявки на участие в аукционе, вызванной техническими причинами, или в связи с вызванной теми же причинами невозможностью воспользоваться тем или иным сервисом электронной площадки, закон не предусматривает.

Тем не менее следует отметить, что участник закупки не лишен права обжаловать неправомерные, по его мнению, действия или бездействие оператора электронной площадки и заказчика. При этом он должен будет обосновать нарушение своих прав или законных интересов неправомерным поведением виновного лица. В частности, предcтавляется, что участник закупки не лишен права представить доказательства того, что непринятие оператором электронной площадки мер к устранению технического сбоя в программном обеспечении такой площадки привело к невозможности подачи заявки на участие в аукционе. Оценить его доводы в полной мере сможет только антимонопольный орган или суд с учетом совокупности фактичеcких обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения по жалобе.


Назад в раздел
СаториМИЦГеопроектизысканияОЭК
АКСИТЕХСтройИнвест-3АБЗСбербанк