НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

По велению времени. О внесении изменений в Федеральный закон о контрактной системе


Накануне 2015 года Президент России Владимир Путин подписал ФЗ-498 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Целью данного закона является устранение противоречий между действующими нормами закона и складывающейся правоприменительной практикой, а также адаптация к непростой экономической ситуации текущего момента.

Наконец ликвидировано белое пятно в законодательстве относительно закупок, которые проводятся бюджетными, автономными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями в форме капитальных вложений.

Механизм, позволяющий органам власти передавать подведомственным учреждениям полномочия на закупки по осуществлению капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, прописан в Законе о контрактной системе. Однако, поскольку эти подведомственные учреждения не являлись субъектами контроля в сфере закупок в форме капитальных вложений, полномочия контрольных органов в сфере закупок, органов по регулированию в сфере закупок по проверке бюджетных, автономных учреждений, ГУП и МУП по результатам таких закупок не прописаны в ФЗ-44.

Благодаря внесению дополнений появилась возможность осуществлять мониторинг, аудит и контроль указанных процедур, так как их проведение предусмотрено Законом о контрактной системе.

Должное внимание уделено в законе закупкам субъектов малого предпринимательства. Основная новация здесь – доля участия СМП будет высчитываться из фактически проведенных торгов. Это связано с тем, что на деле, объявляя закупки среди субъектов малого предпринимательства, заказчик выполняет некую формальность и в реальности никакие контракты не заключаются под разными предлогами, зато такие манипуляции позволяют отчитаться о якобы работе с субъектами малого предпринимательства и показать необходимый процент этой работы. Вносимые изменения разрешают засчитывать результативные закупки с заключением контракта.

Уточняются формулировки ФЗ-44, в частности, таких понятий, как «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения».

Вместо них вводится более четкое понятие «наименование страны происхождения». «Информация о стране происхождения» – достаточно абстрактное понятие и может трактоваться по-разному, что давало недобросовестным заказчикам повод отклонять заявки неугодных поставщиков.

Также в связи с изменившейся экономической ситуацией в 2015 году разрешается по соглашению сторон изменять сроки исполнения контрактов, их цену, цену единицы товара, работы, услуги, количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактом, если срок исполнения контракта завершается в 2015 году.

В законе российское правительство наделяется правом определять случаи, когда заказчик имеет право не устанавливать обеспечение исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки.

Кроме того, в 2015 году заказчик сможет реструктуризировать задолженность коммерческого банка, когда обеспечение исполнения контракта было представлено поставщиком в виде банковской гарантии.

Законом установлена возможность отстранения от участия в электронном аукционе участника, предоставившего документы, содержащие недостоверную информацию, на любом этапе проведения аукциона.

Весьма существенно введение дополнительного реестра банковских гарантий – закрытого, куда вносятся гарантии исполнения контрактов, содержащих сведения о государственной тайне. Такие контракты не вносятся в Единую информационную систему.

С учетом новых реалий в отдельные статьи ФЗ-44 внесен ряд дополнений, позволяющих применять его положения к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Законом № 498 предусмотрено изменение сроков вступления в силу отдельных положений ФЗ-44. На один год (с 1 января 2015 года на 1 января 2016 года), в частности, перенесено вступление в силу таких положений данного закона, как планирование закупок (ст. 16), планы закупок (ст. 17), обоснование закупок (ст. 18), нормирование закупок (ст. 19), планы-графики закупок (ст. 21).

В ФЗ-223 внесено одно изменение: порядок обжалования в антимонопольный орган участника закупки действий (бездействия) заказчика отныне определяется ст. 181 ФЗ-135 «О защите конкуренции», а не самим антимонопольным органом, как ранее.

Помимо этого небольшие изменения законодательства о контрактной системе были внесены двумя федеральными законами. ФЗ-458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» уточнил формулировку одной из сфер, в которых ФЗ-223 устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Теперь сфера «утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов» именуется следующим образом: «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».

Данный закон внес изменение в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающее возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления субъектами Российской Федерации за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии со ст. 24.5 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», закупки работ или услуг в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов.

Еще один закон от 31.12.2014 – ФЗ-519 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» внес изменение в Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», дающее возможность осуществлять закупки у единственного поставщика органам исполнительной власти в сфере официального статистического учета в случае заключения контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории России федерального статистического наблюдения.

Таким образом, год закончился на хорошей ноте: был сделан еще один шаг на пути создания в России сбалансированной и прозрачной контрактной системы.

Хочется надеяться, что постоянная и целенаправленная работа по совершенствованию законодательства о контрактной системе для снижения коррупционной составляющей и повышения эффективности госзакупок будет продолжена и в нынешнем году, а самое главное, принесет осязаемые и убедительные результаты в ближайшем будущем.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
МИЦГераМоскапстройОЭК
СоюзФУДШвабеРоссийский