ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Вписаться в поворот


Чем чреваты для участника закупки отсутствие в его заявке или подписанном контракте необходимой документации либо наличие неточностей в них

Самая сложная часть закупки – грамотное оформление технической документации, ее полнота, достоверность публикуемой в ней информации, отсутствие ошибок и неточностей. Именно проблемы с документацией зачастую становятся серьезным препятствием для участия в закупке или исполнения договора в соответствии с условиями, установленными заказчиком. Подобные ситуации мы рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ на примерах из практики.

При проведении аукциона в электронной форме (поставка калькуляторов) участник в первой части заявки дает согласие на поставку товара и прикрепляет фотографию калькулятора без указания каких-либо характеристик. На фотографии калькулятора видно название Canon, модель калькулятора. Документация об аукционе содержит конкретные характеристики закупаемых калькуляторов.

Должен ли заказчик искать информацию о товаре на сайте и размещать ее? Соответствует ли предложенный на фотографии калькулятор тем характеристикам, которые установил заказчик, или заказчик вправе отклонить участника по первой части заявки за непредоставление сведений?

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ) при заключении контракта на поставку товара путем проведения электронного аукциона (аукцион) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

– согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (пп. «а» этого пункта);

– конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (пп. «б» того же пункта).

В случае непредоставления указанной информации или ее несоответствия требованиям документации об аукционе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем (ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В разъяснениях Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Закона № 44-ФЗ, неоднократно отмечалось, что в случае, если заказчик указал в документации об электронном аукционе товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в данной документации. В случае, если в документации об аукционе нет указания на товарный знак (знак обслуживания, фирменное наименование и т.д.), то участник такого электронного аукциона в первой части заявки должен указать характеристики товара в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, который он предполагает поставить.

Таким образом, поскольку в документации об аукционе указаны конкретные характеристики объекта закупки (калькуляторов), участник аукциона в первой части заявки должен указать характеристики поставляемого товара, соответствующие требованиям, которые установлены документацией об аукционе. Поскольку первая часть заявки не содержит все показатели товара, соответствующие требованиям аукционной документации, участник аукциона не может быть допущен к участию в нем.

Согласно ч. 4 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная ч. 3 той же статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Однако из этой нормы не следует, что представление изображения товара на фотографии, прилагаемой к первой части заявки на участие в аукционе, освобождает участника такого аукциона от необходимости указать конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара. Закон № 44-ФЗ не возлагает на аукционную комиссию обязанности проверять соответствие товара, указанного в первой части заявки участника аукциона, требованиям заказчика с использованием иных источников информации, помимо самой первой части заявки. Следовательно, в рассматриваемой ситуации заказчик не обязан устанавливать соответствие калькулятора показателям товара, установленным документацией об аукционе, с использованием информации, которая содержится в сети Интернет. При отсутствии в первой части заявки показателей товара, соответствующих требованиям аукционной документации, участнику электронного аукциона должно быть отказано в допуске к участию в таком аукционе.

Был заключен муниципальный контракт на выполнение работ с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ на основании результатов определения подрядчика путем проведения электронного аукциона. В аукционной документации было техническое задание с подробным описанием параметров и объема необходимых работ. При составлении контракта в него не были включены ни техническое задание, ни спецификация. Контракт подписан и опубликован в реестре контрактов в Единой информационной сети Интернет.

Считается ли в приведенной ситуации контракт заключенным?

Необходимо ли сторонам подписать дополнительное соглашение, которым внести в контракт техническое задание и спецификацию?

Согласно ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях ГК РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом № 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Существенные условия контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, определяются, исходя из положений ГК РФ с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенным для договора строительного подряда, как и для всякого иного соглашения, является, в частности, условие о его предмете (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Кроме того, цена признается существенным условием для всех контрактов, заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Следовательно, как представляется, в рассматриваемой ситуации техническое задание и смета (спецификация), будучи документами, определяющими конкретные работы, являющиеся предметом контракта, должны позиционироваться в документации об аукционе как приложения к контракту и подписываться сторонами при заключении контракта. Договор строительного подряда в отсутствие сметы и технического задания в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть признан незаключенным.

Вместе с тем применительно к приведенной ситуации вопрос о том, является ли контракт заключенным, безусловно, должен решаться с учетом особенностей процедуры заключения контракта, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Извещение о проведении электронного аукциона, содержащее в том числе описание объекта закупки, требования к закупаемым заказчиком работам, начальную (максимальную) цену контракта, размещается заказчиком в единой информационной системе (ч. 1, ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ). Направляя первую часть заявки, участник выражает свое согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (пп. 2, пп. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации до заключения контракта участник аукциона имел возможность ознакомиться с содержанием технического задания и документом, содержащим сведения о начальной (максимальной) цене контракта, и, направив вторую часть заявки, согласился заключить контракт на указанных в документации условиях. Соответственно, в приведенной ситуации само по себе то обстоятельство, что одновременно с контрактом сторонами не подписаны в качестве приложений к нему указанные в вопросе документы, не является основанием для признания контракта не заключенным по причине несогласованности его предмета.

Так как в данном случае предмет контракта и цена работ фактически сторонами согласованы, стороны вправе приступать к исполнению контракта без заключения дополнительного соглашения. Но так как цена контракта определена за весь объем работ, останется неопределенным вопрос о стоимости каждого вида работ в отдельности. Поскольку, скорее всего, в случае подписания дополнительного соглашения к контракту, содержащего техническое задание с подробным описанием параметров и объема необходимых работ, а также спецификацию с указанием стоимости каждого вида работ, стороны не изменят согласованные ими на момент заключения контракта условия контракта, а лишь по существу приведут контракт в соответствие с условиями документации об электронном аукционе, подписание такого соглашения не может рассматриваться как нарушающее требования Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем в рамках этой консультации невозможно однозначно оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий административного характера для заказчика в связи с описанными в вопросе обстоятельствами.

На официальном сайте размещена документация об электронном аукционе на поставку реактивов и расходных материалов.

Поступил запрос на разъяснения, по итогам которого заказчик считает необходимым внести изменения в документацию о закупке и извещение.

Документация о закупке содержит перечень товаров из 145 наименований, из данного перечня планируется исключить одно наименование товара.

Является ли удаление одной позиции из перечня закупаемого товара без изменения наименования объекта закупки нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

Можно ли вносить подобные изменения в извещение об электронном аукционе или необходимо отменять закупку?

Порядок внесения изменений в документацию об электронном аукционе регламентирован ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ, которая предоставляет право заказчику по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение 1 дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе (на официальном сайте). Поэтому срок подачи заявок на участие в таком аукционе продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., не менее чем 7 дней (ч. 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ не дает определения понятию «объект закупки». Он содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, из п. 1 ч. 1 которой, а также, например, из ч. 4 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. При этом в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки, содержащееся в документации об электронном аукционе, носящее объективный характер, должно содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 указанного закона). В рассматриваемом случае объектом закупки являются перечисленные в аукционной документации наименования медицинской мебели. Убрав из указанного перечня отдельные наименования, заказчик внес изменение в объект закупки, нарушив тем самым запрет, установленный ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что запрет, установленный ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ на изменение объекта закупки еще на стадии размещения документации об электронном аукционе, согласуется с общим правилом неизменности условий государственного (муниципального) контракта, иного гражданско-правового договора, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Так, в силу прямого указания в ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 данного закона. При этом, согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. В соответствии же с ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме как по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части.

Поскольку Закон № 44-ФЗ не определяет понятия существенных условий контракта, его следует определять, исходя из положений Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), на нормах которого в том числе основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона).

Так, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В отношении договора купли-продажи, видами которого являются договоры поставки и поставки для государственных или муниципальных нужд, п. 3 ст. 455 ГК РФ установлено, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. При рассмотрении в совокупности указанных норм ГК РФ и норм ч. 2 ст. 34, ч. 6 ст. 65, ч. 1 ст. 95

Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что данный закон запрещает изменять (дополнять либо исключать) объект закупки на любой стадии процедуры заключения, исполнения контракта, кроме случаев, предусмотренных самим этим законом.

Текст: Ирена Татонова



Назад в раздел