НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Часть и целое. Подводные камни госконтракта с единственным поставщиком на поставку энергии


Казалось бы, заключение бюджетным учреждением контракта на поставку различных видов энергии с единственным поставщиком – достаточно понятный и хорошо урегулированный законодательством вопрос, не требующий дополнительных разъяснений и детального рассмотрения. Однако, как выясняется, наличие различных источников финансирования и периодичность получения услуг и их оплаты, не всегда грамотно прописанных в контракте, создают определенные проблемы у заказчика в процессе исполнения им своих контрактных обязательств. Как быть в таких случаях, рассмотрим на примере из практики с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Федеральное бюджетное учреждение заключило государственные контракты с единственным поставщиком на поставку в текущем году тепловой энергии, электрической энергии, газа в соответствии с п. 8 и п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этих контрактах не указаны отдельные этапы исполнения, оплата которых производится ежемесячно на основании выставленных счетов, счетов-фактур, акта приема-передачи за счет субсидий и внебюджетных средств.

В плане-графике на 2017 год по этим контрактам в строке «Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров, оказания услуг» написано: «Этапы отсутствуют. Поставка в течение 2017 года», а в строке «Периодичность поставки товаров, оказания услуг» написано: «Ежемесячно».

В контрактах предусмотрено, что их финансирование носит смешанный характер, то есть производится как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных и иных средств. Условия контрактов устанавливают обязанность заказчика оплачивать предоставляемые по ним коммунальные услуги и электроэнергию ежемесячно.

1. Если оплата данных контрактов производится из субсидий, то следует ли учреждению ежемесячно размещать в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок сведения об исполнении данных контрактов с приложением документов (актов приема-передачи, счетов, платежных поручений) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»?

2. Если оплата по контракту на поставку газа в январе-июне 2017 года осуществлялась из внебюджетных средств, а ближе к концу года будет осуществляться из субсидий, то следует ли ежемесячно размещать в реестре контрактов сведения о его исполнении начиная с января 2017 года? Или учреждению следует начать ежемесячно публиковать данные сведения после первой оплаты этого контракта из субсидий?

3. Если контракты оплачены из субсидий, то должно ли учреждение ежемесячно размещать отчеты об исполнении данных контрактов накопленным итогом в течение года или размещать их всего один раз после истечения срока действия контрактов с приложением документов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»?

4. Если контракт на поставку газа в январе-июне 2017 года оплачен из внебюджетных средств, то нужно ли ежемесячно размещать отчет о его исполнении начиная с месяца, в котором оплата была произведена из субсидий, накопленных итогом в течение года, или можно разместить его один раз после истечения срока действия контракта?

5. Если в условиях контракта на поставку электроэнергии прописана необходимость оплаты аванса за оказанные услуги, то следует ли учреждению ежемесячно накопленным итогом в течение года или всего два раза разместить отчет об исполнении контракта – после оплаты аванса и после истечения срока действия контракта, если оплата осуществляется из субсидий?

Источники финансирования

Для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, этот федеральный закон не устанавливает каких-либо ограничений по источникам финансирования закупки товара, работы или услуги и не исключает возможности оплатить исполнение контракта за счет нескольких источников. Как следует из ч.ч. 1–4 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, информация и документы, связанные с заключенными заказчиками в соответствии с этим законом контрактами, включаются в реестр контрактов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Исключение составляет лишь информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Помимо этого, в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за вышеуказанным исключением) отражается заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе (ЕИС). Отчет содержит информацию, предусмотренную п.п. 1–3 ч. 9 ст. 94 указанного закона, с приложением к нему документов, предусмотренных ч. 10 этой же статьи.

Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (правила), и Положение о подготовке и размещении в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (положение) утверждены, соответственно, постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 и постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, предусмотренных пунктами 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 этой же статьи, заказчик не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки. Оно должно содержать информацию, указанную в п.п. 1, 2, 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ). В частности, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ предусмотрено указание в извещении об осуществлении закупки информации об источниках ее финансирования.

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, гражданско-правовой договор на приобретение товаров, работ и услуг заключается на условиях, предусмотренных в том числе извещением об осуществлении закупки.

Иными словами, указание на источник финансирования обязательно должно содержаться в контракте с единственным поставщиком, заключенным на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, и отражаться в извещении об осуществлении закупки, публикуемом в ЕИС.

Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и подп. «б» п. 2 правил, а также подп. «е» п. 24 положения, источник финансирования контракта подлежит отражению как в реестре контрактов, так и в отчете о его исполнении. При этом в соответствии с подп. «в» п. 14 правил Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов проверяет, в том числе с использованием программно-аппаратных средств, соответствие информации об источниках финансирования условиям контракта (изменениям, внесенным в контракт). А информация, включаемая в отчет об исполнении контракта, должна соответствовать информации, размещенной в ЕИС (п. 5 положения).

Приведенные нормы показывают, что если контракт на закупку товаров, работ, услуг содержит указание на определенный источник финансирования, то именно этот источник финансирования должен быть указан как в реестре контрактов, так и в размещаемом в ЕИС отчете об исполнении соответствующего контракта. Причем запрета на указание в реестре и отчете одновременно нескольких источников финансирования законодательство не содержит.

Таким образом, независимо от того, за счет каких средств в тот или иной период действия контракта оплачивается его исполнение, отражение сведений о его исполнении в реестре и в отчетах производится по одним и тем же правилам с момента начала его действия.

В связи с этим следует иметь в виду, что, согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, документы о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п.п. 10, 13 ч. 2 этой статьи), направляются заказчиком для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта.

Поэтапное исполнение

Как видно из ч. 1 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и подп. «к» п. 2 правил, под «исполнением контракта» в этом случае понимается исполнение его сторонами предусмотренных им обязательств, включая оплату поставленных товаров. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит положений, которые обязывали бы направлять для включения в реестр контрактов документы об оплате или информацию о частичном исполнении заказчиком обязательств по контракту (то есть о каждом отдельном платеже, осуществляемом заказчиком в пользу контрагента, в том числе об оплате предусмотренного контрактом этапа). Не предусмотрена такая обязанность и упомянутыми выше правилами. Поэтому сведения об оплате исполненного по контракту следует направлять для включения в реестр лишь после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств, в том числе после полной оплаты заказчиком исполненного по контракту.

Исходя из изложенного, во всех перечисленных в вопросе случаях сведения об исполнении контракта и документы о приемке направляются для включения в реестр контрактов только после осуществления последнего платежа за поставленные по этому контракту коммунальные услуги или электроэнергию и их приемки. Направление таких сведений и документов ежемесячно не производится независимо от того, за счет каких источников оплачивался контракт в том или ином месяце.

Что же касается размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта, то по общему правилу он размещается в течение 7 рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта (если контракт предусматривает поэтапное исполнение) либо с момента оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком (если контракт не устанавливает этапов его исполнения) (п. 1 ч. 9 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 3 положения). Иными словами, в отличие от размещения сведений об исполнении контракта в реестре отчет об исполнении контракта, устанавливающего определенные этапы его исполнения, должен размещаться после оплаты каждого этапа и приемки его результатов.

К сожалению, Закон № 44-ФЗ не содержит определения понятия «этап исполнения контракта». Поэтому содержание этого понятия должно определяться с учетом положений Гражданского кодекса (ГК РФ), на положениях которого в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). ГК РФ предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Под «этапами исполнения контракта» также может пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства выделение отдельных этапов исполнения контракта на поставку товара, оказание услуг, выполнение работ должно зависеть, как представляется, от условий конкретного контракта.

Непрерывность оказания услуг и периодичность оплаты

Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приемки может, как мы полагаем, служить только для проведения расчетов. Такие акты, по всей видимости, не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта. Условие государственного (муниципального) контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно.

Следовательно, по таким государственным (муниципальным) контрактам у заказчика отсутствует необходимость отражать сведения об исполнении этапов в соответствующем отчете.

Сказанное, судя по всему, в равной степени относится и к контрактам об оказании коммунальных услуг. По объективным причинам не представляется возможным выделить отдельные этапы поставки товаров (партии товаров) в контрактах энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Поставляемые по таким контрактам ресурсы (электроэнергия, вода, тепло, газ и пр.), в соответствии со ст.ст. 544, 548 ГК РФ, оплачиваются за фактически принятое абонентом количество ресурса в соответствии с данными учета энергии. При этом потребление соответствующих ресурсов осуществляется также не поэтапно – оно происходит непрерывно и предполагается быть таковым изначально при заключении контракта (например, на практике не бывает поэтапной поставки электроэнергии, воды, поэтапного предоставления услуг по приемке сточных вод и канализации).

Подписание же ежемесячных промежуточных актов приемки по таким контрактам служит для проведения расчетов и с достаточной долей определенности не является приемкой этапов исполнения контракта. В таких случаях следует полагать, что заказчик обязан разместить отчет об исполнении контракта только после исполнения всех обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем на сегодняшний день Министерством экономического развития России сформирована следующая позиция: если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера (например, поставка продуктов, оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, связи), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельным этапом исполнения контракта.

По результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги), как полагают специалисты указанного министерства, необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа контракта. Аналогичные разъяснения предоставляют специалисты Федерального казначейства.

Однако указанные государственные органы не наделены полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такими полномочиями обладает ФАС России (подп. 5.3.1.12 подп. 5.3 п. 5, подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Таким образом, в рассматриваемом случае заказчику рекомендуется размещать в ЕИС отчеты об исполнении всех указанных в вопросе контрактов ежемесячно после оплаты предоставляемых по ним коммунальных услуг и электроэнергии, независимо от того, за счет каких источников производится финансирование исполнения контракта в том или ином месяце. Согласно п. 7 положения, при формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется исполнение отдельного этапа, на дату исполнения отдельного этапа исполнения контракта.

В свою очередь внесение сведений об исполнении каждого из указанных в вопросе контрактов в реестр контрактов, ведущийся Федеральным казначейством, производится только после окончательного исполнения всех обязательств по этому контракту, включая его оплату.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
ИНАМоскапстройТеплоцентрстройГеопроектизыскания
МОСПРОМСТРОЙСбербанкШвабе