НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Юридическая консультация

29.12.2020

Каким образом и чем регламентируется порядок оформления актов приемки работ и услуг, а также размещения их в реестре контрактов?

Акты по договорам (контрактам) с единственными поставщиками на оказание услуг за отчетный период — месяц, датированные 30 числом этого месяца, заказчик получает 10— 15 числа следующего месяца. При подписании таких актов заказчик регистрирует их в соответствии с датами входящей корреспонденции (по мере получения). При проведении проверки было указано, что такое оформление у заказчика неправильное, надо регистрировать акты в соответствии с датами получения/оказания услуги (30 числом).
Существует ли какой-то регламент оформления таких актов у заказчика? Какими датами следует оформлять приемку услуг? Как правильно размещать данные акты в ЕИС?

29.12.2020

Какие документы и с какой периодичностью должен отправлять заказчик для размещения в реестре контрактов в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 103 закона № 44-ФЗ?

Обязан ли заказчик с 1 июля 2019 года прикреплять каждый акт (товарную накладную и прочее), в том числе по контрактам с ежемесячной оплатой (по техобслуживанию систем вентиляции, например), и отправлять в ЕИС вместе с заключением эксперта в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ?
Необходимо ли направление для включения в реестр контрактов периодически (ежемесячно) составляемых актов и документов о приемке оказанных услуг?

14.12.2020

Каков порядок отражения в плане-графике закупок средств на приобретение готовых блюд для детей льготных категорий образовательным учреждением и какой нормативный акт является основанием для этого, если в плане-графике эти закупки не отражены и руководствоваться положениями закона № 44-ФЗ невозможно?

В плане финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) муниципального бюджетного учреждения расходы на приобретение готовых блюд для детей льготных категорий отражены в графе 2200 «Социальные и иные выплаты населению» (КВР 323). Следовательно, они не попадают в Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг», в котором детализируются показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, отраженные по строке 2600 Раздела 1 «Поступления и выплаты». На основании плана ФХД утверждается план-график закупок учреждения, т.е. планграфик равен Разделу 2 «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг» плана ФХД.
Как в плане-графике закупок отразить средства, предусмотренные на приобретение готовых блюд для детей льготных категорий (при заключении договоров образовательное учреждение руководствуется нормами Закона № 44-ФЗ (если это бюджетные средства) и Закона № 223-ФЗ (если это внебюджетные средства)? На основании какого нормативного акта заключать договоры на приобретение готовых блюд для льготных категорий, так как руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ невозможно в связи с тем, что данные средства не отражены в плане-графике закупок?

14.12.2020

Подлежит ли административной ответственности бюджетное учреждение с заложенными расходами на осуществление закупок в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) менее 2 млн руб., указавшее в плане-графике на 2019 год меньшую сумму, но потратившее всю сумму, указанную в ПФХД?

Бюджетное учреждение осуществляет закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, поскольку сумма его расходов, заложенная в ПФХД, — менее 2 млн руб. В 2019 году это учреждение разместило план-график на сумму, меньшую, чем указано в ПФХД, в то время как фактически, по данным реестра контрактов, осуществило закупки на всю сумму, указанную в ПФХД.
Может ли это учреждение быть привлечено к административной ответственности?

14.12.2020

Каков порядок проведения аудита по закону № 44-ФЗ для унитарного предприятия, работающего по закону № 223-ФЗ без плана и плана-графика закупок?

Как унитарному предприятию провести аудит по Закону № 44-ФЗ, если сейчас предприятие работает по Закону № 223-ФЗ и не включило закупки в план закупок и в планграфик?

14.12.2020

В чем отличие «смешанного» финансирования закупок бюджетного учреждения от бюджетного?

Каковы особенности осуществления бюджетным учреждением закупок, финансирование которых производится частично из бюджетных, а частично из иных средств?

26.11.2020

Является ли переезд учреждения в здание по другому адресу основанием для расторжения контракта на уборку помещений в здании, из которого учреждение выехало или достаточно внесения изменений в техническое задание к данному контракту?

Бюджетным учреждением по результатам открытого аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на уборку помещений по адресу № 1. В техническом задании указан график работ, площади и т.д. Контракт действует до 31.12.2020. С августа 2020 года учреждение переехало в другое здание по адресу № 2.
Возможно ли внесение изменений в техническое задание к данному контракту и на каком основании или нужно расторгнуть контракт по адресу № 1 и заключить новый по адресу № 2?

26.11.2020

Какова процедура расторжения контракта, когда не принятый заказчиком у поставщика товар, срок поставки которого истек, находится на складе заказчика?

Поставщик должен поставить медицинское оборудование, соответствующее характеристикам технического задания контракта. Поставщиком были осуществлены уже несколько попыток поставки, однако поставляемое оборудование каждый раз не соответствует заявленным характеристикам. Срок поставки истек. Оборудование, не принятое заказчиком в очередную попытку поставки, находится на складе заказчика.
Есть ли у заказчика в приведенной ситуации основания для одностороннего отказа от исполнения контракта (соответствующее условие контрактом предусмотрено)? Влияет ли как-то на возможность расторжения обстоятельство нахождения непринятого оборудования на складе заказчика? Какова процедура такого расторжения?

30.10.2020

Возможно ли расторжение контракта государственного бюджетного учреждения с транспортным агентством и возврат всех или части денежных средств в случае, когда мероприятие, для прибытия на которое были приобретены билеты, отменили в связи с введением на территории России ограничительных мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции?

Государственным бюджетным учреждением (далее — учреждение) 16.03.2020 был оплачен счет транспортного агентства (далее — агентство) за авиабилеты по внутреннему воздушному сообщению. Дата вылета — 31.03.2020. Перевозчиком являлась авиакомпания «С» (далее — перевозчик). В связи с введением на территории России ограничительных мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции было отменено мероприятие, куда должны были лететь представители учреждения, а также расторгнуты договоры на гостиницу и трансфер. По этой причине государственная закупка авиабилетов учреждением перестала отвечать принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ).
Учреждение 17 марта 2020 года направило агентству письмо с просьбой подписать соглашение о расторжении договора воздушной перевозки и вернуть уплаченную по данному договору денежную сумму в полном объеме по основаниям ч. 3 ст. 401 ГК РФ и ст. 451 ГК РФ (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора).
18 марта 2020 года учреждение направило претензию перевозчику с требованием вернуть денежные средства за авиабилеты в полном объеме в порядке вынужденного отказа. В письме от 23.03.2020 агентство ответило учреждению, что его отказ от перевозки в соответствии со ст. 229 приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 является добровольным отказом, в связи с чем возврат денежной суммы возможен только с удержанием штрафа и сумм за оформление авиабилетов (что составляет порядка 30% от общей стоимости билетов). В письме от 04.05.2020 перевозчик ответил учреждению, что он готов был выполнить свои обязательства по перевозке и оснований для вынужденного отказа не имеется. Возврат возможен по правилам тарифа, за вычетом сборов за операцию по возврату на ваучер, который можно получить по месту приобретения билетов.
Письмом от 29.05.2020 учреждение направило перевозчику вторую претензию, в которой указывало, что ваучер является именным, то есть на имя пассажиров, которые в учреждении не работают, поэтому принять их к бухгалтерскому учету учреждение не может. Кроме того, срок действия ваучера — 1 год с даты его выдачи, и в соответствии с бюджетным законодательством учреждение обязано до конца года вернуть в региональный бюджет неиспользованные денежные средства, но никак не ваучер. По этой причине учреждение повторно потребовало от перевозчика вернуть денежные средства за авиаперевозку. На данную претензию перевозчик не ответил.
1) Возможно ли в судебном порядке взыскать всю денежную сумму или только часть? Если возможно, то какой иск и кому необходимо предъявлять учреждению?
2) Возможно ли на данном этапе предъявление иска к агентству с требованием о расторжении договора авиаперевозки по основаниям ст. 451 ГК РФ (в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора) или надлежащим ответчиком по данному иску будет перевозчик?

30.10.2020

Можно ли коронавирусную инфекцию считать обстоятельством непреодолимой силы и основанием для расторжения контракта?

Бюджетным учреждением по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, заключен государственный контракт на поставку перчаток медицинских. Срок действия контракта — до 31.12.2020. На сегодняшний день поставщик свои обязанности не исполняет, ссылаясь на то, что на территории РФ начала распространяться коронавирусная инфекция. Поставщик рассматривает пандемию коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы и обратился к заказчику с просьбой о расторжении контракта. Является ли распространение коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы? Как поступить заказчику по вопросу расторжения контракта?

28.09.2020

При наличии требования об одобрении крупной сделки во второй части заявки на участие в аукционе должен ли участник, для которого данная сделка не является крупной, сообщать об этом и подтверждать данное обстоятельство, чтобы его заявка не была отклонена?

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать «решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой».

Если для участника сделка не является крупной и он не прикрепляет это решение во вторую часть заявки, следует ли считать его заявку соответствующей требованиям или заявку необходимо отклонить? Должен ли участник закупки подтверждать то обстоятельство, что сделка не является крупной?

28.09.2020

В случае применения сопоставимых рыночных цен какая цена подлежит согласованию учредителем бюджетного учреждения, которому необходимо согласование (одобрение) крупной сделки: самая низкая или средняя (средняя арифметическая) из аукционной документации, сложившаяся по правилам обоснования рыночных цен?

Заказчику — бюджетному учреждению необходимо осуществить закупку путем электронного аукциона только после согласования (одобрения) крупной сделки.

Какую начальную максимальную цену контракта должен согласовывать учредитель бюджетного учреждения, если применяется метод сопоставимых рыночных цен: самую низкую или среднюю (среднее арифметическое) из аукционной документации, сложившуюся по правилам обоснования рыночных цен в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ и приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»?

28.09.2020

Соответствует ли закону требование нотариального заверения решений об одобрении крупных сделок от участников аукциона?

При рассмотрении вторых частей аукциона его участники представляют решения об одобрении крупных сделок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Нужно ли требовать от участников аукциона нотариального заверения решений об одобрении крупных сделок?

26.08.2020

Может ли заказчик требовать от поставщика уплаты штрафа дважды за поставку частично некачественного товара в двух разных партиях, если договором, заключенным в соответствии с законом № 44-ФЗ, предусматривающим поставку товара партиями, установлена ответственность за нарушение обязательств поставщиком в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063?

В контракте, заключенном по результатам аукциона в электронной форме, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предусмотрен штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту в размере 10%. Контрактом предусмотрена поставка продуктов питания партиями по заявкам заказчика.

Условиями контракта на поставку продуктов питания предусматривается, что поставка товара осуществляется по заявкам заказчика; товар передается по накладным; претензии по качеству могут быть заявлены в течение 15 дней с момента передачи товара; за не связанное с просрочкой неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат начислению штрафы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Поставщику была выставлена претензия о поставке некачественного товара по одной из накладных. Поставщик не признал, что товар некачественный, однако заменил его.

1) Заказчик утверждает, что часть партии товара поставлена ненадлежащего качества, поставщик предлагает заменить этот товар на товар надлежащего качества (при этом поставщик не согласен с тем, что товар ненадлежащего качества). Должен ли поставщик в случае замены части партии товара заплатить штраф?

2) При поставке второй партии товара заказчик опять утверждает, что часть из партии поставленного товара ненадлежащего качества, и снова просит заплатить штраф. Таким образом, в претензиях два штрафа. Может ли заказчик требовать уплаты штрафа дважды?

26.08.2020

Какова ответственность поставщика за непоставку товара по договору поставки продуктов питания, заключенному в соответствии с законом № 223-ФЗ, если в договоре предусмотрена ответственность за такое нарушение, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042?

Заказчик заключил с ООО договор поставки продуктов питания в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Согласно условиям договора, ООО обязано поставить товар в течение трех рабочих дней по предварительной заявке заказчика. Ответственность сторон указана в договоре — в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Поставщик (ООО) по трем предварительным заявкам заказчика товар (продукты питания) не поставил. Указанный договор, заключенный в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке в декабре 2018 года, был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с положением о закупке. Какова ответственность поставщика (ООО) за данное нарушение, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042: 10% от цены договора; только неустойка; 10% и неустойка?

26.08.2020

Как распределяется бремя ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе между должностными и юридическими лицами и предусмотрена ли ответственность и тех, и других за одно и то же нарушение?

В каких случаях применяются меры административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе к должностным лицам, а в каких случаях — к юридическим лицам, если конкретной статьей КоАП РФ предусмотрена ответственность и должностного, и юридического лица? Предусмотрена ли ответственность в отношении должностного и юридического лица одновременно за одно правонарушение в сфере закупок по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ?

31.07.2020

Разрешает ли закон переносить сроки проведения медицинского осмотра, установленные в контракте, с помощью дополнительного соглашения между сторонами?

Вправе ли заказчик подписать дополнительное соглашение о перенесении срока исполнения контракта, заключенного между медицинскими учреждениями на проведение медицинского осмотра, с мая на июнь 2020 года?

31.07.2020

Не противоречит ли закону заключение сторонами дополнительного соглашения по изменению промежуточных сроков и конечного срока выполнения работ, вызванное недостатками проектно-сметной документации (ПСД), с учетом того что подрядчиком уже допущены нарушения сроков сдачи этапов работ, а о выявленных недостатках ПСД подрядчик заявил уже после допущенного нарушения сроков сдачи?

Контрактом на выполнение ремонтно-реставрационных работ, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, установлены начальный срок, промежуточные сроки (этапы) и конечный срок выполнения работ. Также условиями контракта установлена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с календарным графиком производства работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация имеет недостатки, не предусматривает все необходимые работы по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы. В связи с необходимостью внесения изменений в ПСД выполнение работ в установленные контрактом сроки стало невозможным по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам. Контрактом предусмотрена возможность однократно изменить срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренный при его заключении.
Будет ли являться нарушением заключение дополнительного соглашения, предусматривающего изменение промежуточных сроков и конечного срока выполнения работ при условии, что подрядчиком уже допущены нарушения в части срока сдачи этапов работ, если такие нарушения являются следствием недостатков ПСД, но подрядчик уведомил заказчика о выявленных недостатках уже после окончания срока сдачи этапа?

31.07.2020

Допустимо ли заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и срока действия контракта в связи с отсутствием у победителя закупки возможности приступить к работам по контракту из-за непредоставления земельного участка для строительства заказчиком?

Учреждением с победителем электронного аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на строительство автомобильной дороги. Победитель закупки не имеет возможности приступить к работам по контракту в связи с непредоставлением земельного участка для строительства (с 21.04.2020 по 16.05.2020, как указано в контракте, земельный участок подрядчику не предоставлен). Распоряжение о предоставлении земельного участка в настоящее время находится на подписании.
Срок исполнения обязательств по контракту еще не наступил.
Поставщик обратился заранее к заказчику с просьбой продлить срок выполнения работ, завершение которых в соответствии с условиями контракта предусмотрено в августе 2020 года.
Допускается ли заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и срока действия контракта?

03.07.2020

Допустимо ли увеличение цены действующего муниципального контракта в случаях, когда контракт заключен до введения соответствующего пункта, позволяющего это сделать, или не по закону № 44-ФЗ, а по его предшественнику — закону № 94-ФЗ, не предусматривавшему такой возможности?

1. Можно ли увеличить цену действующего муниципального контракта, заключенного в 2018 году, на 30% на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), так как данный пункт был введен только в 2019 году (цена муниципального контракта — более 500 млн руб., срок — более года)?

2. Можно ли увеличить цену действующего муниципального контракта, заключенного в 2013 году на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), на 30% на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как данный пункт был введен только в 2019 году (цена муниципального контракта — более 500 млн руб., срок — более года, в тексте контракта отсутствуют условия об изменении цены контракта: цена является твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Законом № 94-ФЗ)?

ЭнергокомплексМосгазМосинжпроектИНА
ЛокоБанкАБЗАКСИТЕХАбсолют