НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Является ли переезд учреждения в здание по другому адресу основанием для расторжения контракта на уборку помещений в здании, из которого учреждение выехало или достаточно внесения изменений в техническое задание к данному контракту?

Бюджетным учреждением по результатам открытого аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на уборку помещений по адресу № 1. В техническом задании указан график работ, площади и т.д. Контракт действует до 31.12.2020. С августа 2020 года учреждение переехало в другое здание по адресу № 2.

Возможно ли внесение изменений в техническое задание к данному контракту и на каком основании или нужно расторгнуть контракт по адресу № 1 и заключить новый по адресу № 2?

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же закона. Также ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Перечень таких случаев является исчерпывающим.

Поскольку понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено, за разъяснениями этого понятия следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается указанный закон (п. 1 ст. 2 этого закона). Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом, исходя из п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, к числу условий контракта, которые должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки, относится условие о месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Соответственно, это условие следует отнести к существенным как указанное в законе в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.

В свою очередь, ни ч. 18 ст. 34, ни ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие условия для изменения условий контракта, не предусматривают возможности изменения условия о месте оказания услуг.

Следовательно, в рассматриваемом случае стороны контракта не вправе изменить адреса, по которым должны оказываться услуги в рамках данного контракта, даже если общий объем услуг и их стоимость не изменятся, поскольку это приведет к изменению места оказания услуг, что не допускается законодательством.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление АС Северо-Западного округа от 28.04.2017 № Ф07-3622/17, постановление АС СевероЗападного округа от 19.01.2017 № Ф07-12609/16, постановление Десятого ААС от 12.09.2017 № 10АП-10119/17 и постановление АС Московского округа от 12.01.2018 № Ф0519869/17, постановление Восемнадцатого ААС от 18.12.2017 № 18АП-14439/17).

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, а из приведенных норм не следует, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен исполняться с соблюдением всех условий в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит и, очевидно, содержать не может, поскольку подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ).

В подобных случаях запрет на изменение контракта не оставляет большого выбора вариантов разрешения подобных ситуаций. Одним из наиболее очевидных является расторжение контракта по соглашению сторон. Часть 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

Заметим, что именно такие разъяснения были даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливавшим аналогичные, по сути, ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.405/8.5-305).

Аркадий Серков,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МОЭСКМосгазОЭКГеопроектизыскания
ДоркомэкспоАКСИТЕХКапстройсити