НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Юридическая консультация

26.11.2020

Является ли переезд учреждения в здание по другому адресу основанием для расторжения контракта на уборку помещений в здании, из которого учреждение выехало или достаточно внесения изменений в техническое задание к данному контракту?

Бюджетным учреждением по результатам открытого аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на уборку помещений по адресу № 1. В техническом задании указан график работ, площади и т.д. Контракт действует до 31.12.2020. С августа 2020 года учреждение переехало в другое здание по адресу № 2.
Возможно ли внесение изменений в техническое задание к данному контракту и на каком основании или нужно расторгнуть контракт по адресу № 1 и заключить новый по адресу № 2?

26.11.2020

Какова процедура расторжения контракта, когда не принятый заказчиком у поставщика товар, срок поставки которого истек, находится на складе заказчика?

Поставщик должен поставить медицинское оборудование, соответствующее характеристикам технического задания контракта. Поставщиком были осуществлены уже несколько попыток поставки, однако поставляемое оборудование каждый раз не соответствует заявленным характеристикам. Срок поставки истек. Оборудование, не принятое заказчиком в очередную попытку поставки, находится на складе заказчика.
Есть ли у заказчика в приведенной ситуации основания для одностороннего отказа от исполнения контракта (соответствующее условие контрактом предусмотрено)? Влияет ли как-то на возможность расторжения обстоятельство нахождения непринятого оборудования на складе заказчика? Какова процедура такого расторжения?

30.10.2020

Возможно ли расторжение контракта государственного бюджетного учреждения с транспортным агентством и возврат всех или части денежных средств в случае, когда мероприятие, для прибытия на которое были приобретены билеты, отменили в связи с введением на территории России ограничительных мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции?

Государственным бюджетным учреждением (далее — учреждение) 16.03.2020 был оплачен счет транспортного агентства (далее — агентство) за авиабилеты по внутреннему воздушному сообщению. Дата вылета — 31.03.2020. Перевозчиком являлась авиакомпания «С» (далее — перевозчик). В связи с введением на территории России ограничительных мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции было отменено мероприятие, куда должны были лететь представители учреждения, а также расторгнуты договоры на гостиницу и трансфер. По этой причине государственная закупка авиабилетов учреждением перестала отвечать принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ).
Учреждение 17 марта 2020 года направило агентству письмо с просьбой подписать соглашение о расторжении договора воздушной перевозки и вернуть уплаченную по данному договору денежную сумму в полном объеме по основаниям ч. 3 ст. 401 ГК РФ и ст. 451 ГК РФ (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора).
18 марта 2020 года учреждение направило претензию перевозчику с требованием вернуть денежные средства за авиабилеты в полном объеме в порядке вынужденного отказа. В письме от 23.03.2020 агентство ответило учреждению, что его отказ от перевозки в соответствии со ст. 229 приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 является добровольным отказом, в связи с чем возврат денежной суммы возможен только с удержанием штрафа и сумм за оформление авиабилетов (что составляет порядка 30% от общей стоимости билетов). В письме от 04.05.2020 перевозчик ответил учреждению, что он готов был выполнить свои обязательства по перевозке и оснований для вынужденного отказа не имеется. Возврат возможен по правилам тарифа, за вычетом сборов за операцию по возврату на ваучер, который можно получить по месту приобретения билетов.
Письмом от 29.05.2020 учреждение направило перевозчику вторую претензию, в которой указывало, что ваучер является именным, то есть на имя пассажиров, которые в учреждении не работают, поэтому принять их к бухгалтерскому учету учреждение не может. Кроме того, срок действия ваучера — 1 год с даты его выдачи, и в соответствии с бюджетным законодательством учреждение обязано до конца года вернуть в региональный бюджет неиспользованные денежные средства, но никак не ваучер. По этой причине учреждение повторно потребовало от перевозчика вернуть денежные средства за авиаперевозку. На данную претензию перевозчик не ответил.
1) Возможно ли в судебном порядке взыскать всю денежную сумму или только часть? Если возможно, то какой иск и кому необходимо предъявлять учреждению?
2) Возможно ли на данном этапе предъявление иска к агентству с требованием о расторжении договора авиаперевозки по основаниям ст. 451 ГК РФ (в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора) или надлежащим ответчиком по данному иску будет перевозчик?

30.10.2020

Можно ли коронавирусную инфекцию считать обстоятельством непреодолимой силы и основанием для расторжения контракта?

Бюджетным учреждением по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, заключен государственный контракт на поставку перчаток медицинских. Срок действия контракта — до 31.12.2020. На сегодняшний день поставщик свои обязанности не исполняет, ссылаясь на то, что на территории РФ начала распространяться коронавирусная инфекция. Поставщик рассматривает пандемию коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы и обратился к заказчику с просьбой о расторжении контракта. Является ли распространение коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы? Как поступить заказчику по вопросу расторжения контракта?

28.09.2020

При наличии требования об одобрении крупной сделки во второй части заявки на участие в аукционе должен ли участник, для которого данная сделка не является крупной, сообщать об этом и подтверждать данное обстоятельство, чтобы его заявка не была отклонена?

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать «решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой».

Если для участника сделка не является крупной и он не прикрепляет это решение во вторую часть заявки, следует ли считать его заявку соответствующей требованиям или заявку необходимо отклонить? Должен ли участник закупки подтверждать то обстоятельство, что сделка не является крупной?

28.09.2020

В случае применения сопоставимых рыночных цен какая цена подлежит согласованию учредителем бюджетного учреждения, которому необходимо согласование (одобрение) крупной сделки: самая низкая или средняя (средняя арифметическая) из аукционной документации, сложившаяся по правилам обоснования рыночных цен?

Заказчику — бюджетному учреждению необходимо осуществить закупку путем электронного аукциона только после согласования (одобрения) крупной сделки.

Какую начальную максимальную цену контракта должен согласовывать учредитель бюджетного учреждения, если применяется метод сопоставимых рыночных цен: самую низкую или среднюю (среднее арифметическое) из аукционной документации, сложившуюся по правилам обоснования рыночных цен в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ и приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»?

28.09.2020

Соответствует ли закону требование нотариального заверения решений об одобрении крупных сделок от участников аукциона?

При рассмотрении вторых частей аукциона его участники представляют решения об одобрении крупных сделок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Нужно ли требовать от участников аукциона нотариального заверения решений об одобрении крупных сделок?

26.08.2020

Может ли заказчик требовать от поставщика уплаты штрафа дважды за поставку частично некачественного товара в двух разных партиях, если договором, заключенным в соответствии с законом № 44-ФЗ, предусматривающим поставку товара партиями, установлена ответственность за нарушение обязательств поставщиком в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063?

В контракте, заключенном по результатам аукциона в электронной форме, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предусмотрен штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту в размере 10%. Контрактом предусмотрена поставка продуктов питания партиями по заявкам заказчика.

Условиями контракта на поставку продуктов питания предусматривается, что поставка товара осуществляется по заявкам заказчика; товар передается по накладным; претензии по качеству могут быть заявлены в течение 15 дней с момента передачи товара; за не связанное с просрочкой неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат начислению штрафы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Поставщику была выставлена претензия о поставке некачественного товара по одной из накладных. Поставщик не признал, что товар некачественный, однако заменил его.

1) Заказчик утверждает, что часть партии товара поставлена ненадлежащего качества, поставщик предлагает заменить этот товар на товар надлежащего качества (при этом поставщик не согласен с тем, что товар ненадлежащего качества). Должен ли поставщик в случае замены части партии товара заплатить штраф?

2) При поставке второй партии товара заказчик опять утверждает, что часть из партии поставленного товара ненадлежащего качества, и снова просит заплатить штраф. Таким образом, в претензиях два штрафа. Может ли заказчик требовать уплаты штрафа дважды?

26.08.2020

Какова ответственность поставщика за непоставку товара по договору поставки продуктов питания, заключенному в соответствии с законом № 223-ФЗ, если в договоре предусмотрена ответственность за такое нарушение, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042?

Заказчик заключил с ООО договор поставки продуктов питания в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Согласно условиям договора, ООО обязано поставить товар в течение трех рабочих дней по предварительной заявке заказчика. Ответственность сторон указана в договоре — в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Поставщик (ООО) по трем предварительным заявкам заказчика товар (продукты питания) не поставил. Указанный договор, заключенный в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке в декабре 2018 года, был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с положением о закупке. Какова ответственность поставщика (ООО) за данное нарушение, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042: 10% от цены договора; только неустойка; 10% и неустойка?

26.08.2020

Как распределяется бремя ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе между должностными и юридическими лицами и предусмотрена ли ответственность и тех, и других за одно и то же нарушение?

В каких случаях применяются меры административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе к должностным лицам, а в каких случаях — к юридическим лицам, если конкретной статьей КоАП РФ предусмотрена ответственность и должностного, и юридического лица? Предусмотрена ли ответственность в отношении должностного и юридического лица одновременно за одно правонарушение в сфере закупок по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ?

31.07.2020

Разрешает ли закон переносить сроки проведения медицинского осмотра, установленные в контракте, с помощью дополнительного соглашения между сторонами?

Вправе ли заказчик подписать дополнительное соглашение о перенесении срока исполнения контракта, заключенного между медицинскими учреждениями на проведение медицинского осмотра, с мая на июнь 2020 года?

31.07.2020

Не противоречит ли закону заключение сторонами дополнительного соглашения по изменению промежуточных сроков и конечного срока выполнения работ, вызванное недостатками проектно-сметной документации (ПСД), с учетом того что подрядчиком уже допущены нарушения сроков сдачи этапов работ, а о выявленных недостатках ПСД подрядчик заявил уже после допущенного нарушения сроков сдачи?

Контрактом на выполнение ремонтно-реставрационных работ, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, установлены начальный срок, промежуточные сроки (этапы) и конечный срок выполнения работ. Также условиями контракта установлена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с календарным графиком производства работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация имеет недостатки, не предусматривает все необходимые работы по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы. В связи с необходимостью внесения изменений в ПСД выполнение работ в установленные контрактом сроки стало невозможным по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам. Контрактом предусмотрена возможность однократно изменить срок исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренный при его заключении.
Будет ли являться нарушением заключение дополнительного соглашения, предусматривающего изменение промежуточных сроков и конечного срока выполнения работ при условии, что подрядчиком уже допущены нарушения в части срока сдачи этапов работ, если такие нарушения являются следствием недостатков ПСД, но подрядчик уведомил заказчика о выявленных недостатках уже после окончания срока сдачи этапа?

31.07.2020

Допустимо ли заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и срока действия контракта в связи с отсутствием у победителя закупки возможности приступить к работам по контракту из-за непредоставления земельного участка для строительства заказчиком?

Учреждением с победителем электронного аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на строительство автомобильной дороги. Победитель закупки не имеет возможности приступить к работам по контракту в связи с непредоставлением земельного участка для строительства (с 21.04.2020 по 16.05.2020, как указано в контракте, земельный участок подрядчику не предоставлен). Распоряжение о предоставлении земельного участка в настоящее время находится на подписании.
Срок исполнения обязательств по контракту еще не наступил.
Поставщик обратился заранее к заказчику с просьбой продлить срок выполнения работ, завершение которых в соответствии с условиями контракта предусмотрено в августе 2020 года.
Допускается ли заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и срока действия контракта?

03.07.2020

Допустимо ли увеличение цены действующего муниципального контракта в случаях, когда контракт заключен до введения соответствующего пункта, позволяющего это сделать, или не по закону № 44-ФЗ, а по его предшественнику — закону № 94-ФЗ, не предусматривавшему такой возможности?

1. Можно ли увеличить цену действующего муниципального контракта, заключенного в 2018 году, на 30% на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), так как данный пункт был введен только в 2019 году (цена муниципального контракта — более 500 млн руб., срок — более года)?

2. Можно ли увеличить цену действующего муниципального контракта, заключенного в 2013 году на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), на 30% на основании подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как данный пункт был введен только в 2019 году (цена муниципального контракта — более 500 млн руб., срок — более года, в тексте контракта отсутствуют условия об изменении цены контракта: цена является твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Законом № 94-ФЗ)?

03.07.2020

Допустимо ли подписание заказчиком контракта с единственным поставщиком с повышением цен в отношении некоторых единиц товара в формате протокола разногласий, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) определена с указанием определенного количества закупаемого товара и цен за единицу товара?

Должна состояться закупка. НМЦК определена не в соответствии с ч. 24 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но с указанием определенного количества закупаемого товара и цен за единицу товара.

Электронный аукцион не состоялся, так как заявку подал один участник, с которым был заключен контракт как с единственным поставщиком по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Этот участник предлагает в формате протокола разногласий спецификацию с повышенными в отношении некоторых единиц товара ценами.

Может ли заказчик подписать контракт на таких условиях?

27.05.2020

Правомерно ли включение в типовой договор на технологическое присоединение к электрическим сетям по просьбе контрагента условий об ответственности сторон, предусмотренных законом № 44-ФЗ?

Муниципальное унитарное предприятие оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, пользуясь для этих целей формой типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Один из контрагентов является заказчиком по Закону № 44-ФЗ. Этот контрагент просит включить в типовой договор условия об ответственности сторон, предусмотренные указанным законом.

Правомерно ли включение таких дополнений в типовой договор?

27.05.2020

В каких случаях внесение изменений в типовой контракт допустимо законы и стандарты?

Будет ли расценено как нарушение включение заказчиком в типовой контракт отсутствующего в нем требования обязательного предоставления обеспечения исполнения контракта, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц услуги снижены на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц услуги?

Муниципальный заказчик, работающий по Закону № 44-ФЗ, планирует осуществить закупки путем проведения электронного аукциона услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Данные закупки планируется осуществлять в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. При закупке услуг заказчик обязан применять типовой контракт. В типовом контракте отсутствует условие о том, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц услуги снижены на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Обязан ли заказчик включить данное условие в проект контракта при подготовке документации о проведении электронного аукциона или изменение типовых условий контракта будет расценено как нарушение?

06.05.2020

Применим ли п. 2 ст. 425 ГК РФ к заключенному с единственным поставщиком договору по закону № 44-ФЗ на 100 тыс. руб., позволяющий с помощью дополнительного соглашения изменять отношения сторон, возникшие до заключения договора?

В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Распространяется ли эта норма на заключение дополнительного соглашения к договору (контракту), заключенному с единственным поставщиком, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на сумму до 100 тыс. руб.? Возможно ли заключить дополнительное соглашение в январе 2020 года, а применять его условия с октября 2019 года?

06.05.2020

Требуется ли в связи с изменениями с 1 января 2020 года закона № 44-ФЗ замена термина «Договор» на термин «Контракт» в отработанных бюджетным учреждением договорах, оплата по которым происходит из средств бюджетных субсидий согласно п. 1 ст. 15 закона № 44-ФЗ, и если да, то с какой формулировкой производится эта замена?

В Закон № 44-ФЗ были внесены изменения, вступающие в силу с января 2020 года. В частности, в ст. 3 Закона № 44-ФЗ введено новое понятие — «контракт».

Необходимо ли вносить изменения в отработанные бюджетным учреждением договоры, оплата по которым происходит из средств бюджетных субсидий согласно п. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, и менять в договорах термин «договор» на термин «контракт»? Если да, то будет ли правомерным такой вариант формулировки преамбулы договора: «именуемые вместе «Стороны», а по отдельности «Сторона», заключили настоящий Контракт (далее — Контракт, Договор) о нижеследующем...» и далее по тексту — с формулировкой «договор»?

06.05.2020

В заключенном на два года контракте на реконструкцию объекта выявлено расхождение проектной и рабочей документации в пределах 30%. Допустимо ли внесение в него изменений об увеличении стоимости в таких же пределах?

Можно ли внести в контракт на реконструкцию объекта (Закон № 44-ФЗ) стоимостью 155 млн руб., заключенный на два года, изменения об увеличении стоимости этого контракта в пределах 30% (необходимость изменения контракта обусловлена тем, что в проектной документации не учтены в полном объеме работы и материалы, необходимые для исполнения контракта; проектная документация расходится с рабочей более чем на 10%, но в пределах 30%)?

ТеплоцентрстройОЭКИНАКрост
ФУДКапстройситиЦентрШвабе