НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Какова ответственность поставщика за непоставку товара по договору поставки продуктов питания, заключенному в соответствии с законом № 223-ФЗ, если в договоре предусмотрена ответственность за такое нарушение, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042?

Заказчик заключил с ООО договор поставки продуктов питания в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Согласно условиям договора, ООО обязано поставить товар в течение трех рабочих дней по предварительной заявке заказчика. Ответственность сторон указана в договоре — в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Поставщик (ООО) по трем предварительным заявкам заказчика товар (продукты питания) не поставил. Указанный договор, заключенный в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке в декабре 2018 года, был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с положением о закупке. Какова ответственность поставщика (ООО) за данное нарушение, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042: 10% от цены договора; только неустойка; 10% и неустойка?

Прежде всего отметим, что любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями этого обязательства (ст. 309 ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, основанных на договорах, заключенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Поскольку указанный Федеральный закон не содержит специальных правил о начислении неустойки, в ГК РФ императивные предписания относительно договорных условий о размере штрафов и пеней также отсутствуют, при определении размера неустойки заказчик вправе исходить из закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора, позволяющего сторонам любого гражданско-правового договора определить его условия по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Иными словами, договором, заключенным в соответствии с Законом № 223-ФЗ, могут быть предусмотрены любые не противоречащие законодательству положения об ответственности контрагента (в том числе за нарушение «сопутствующих», «организационных» обязательств), в том числе в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее — Правила, постановление № 1042) в соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Соответствующие правила могут быть предусмотрены и положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика (ч. ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В связи с этим следует отметить, что в настоящее время утвержденные постановлением № 1042 правила (далее — Правила) устанавливают только порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (п. 1 этого документа). С 14 августа 2019 года в соответствии с изменениями, внесенными в постановление № 1042 постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011, порядок начисления пени этот документ не регламентирует. Однако в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системе до 14 августа 2019 года либо приглашения принять участие в которых направлены до 14 августа 2019 года, постановление № 1042 применяется в предыдущей редакции, предусматривающей в том числе порядок начисления пени (п. 10 положения, утвержденного постановлением № 1042, в предыдущей редакции).

Нормы указанного положения как в актуальной, так и в предыдущей редакции, указывают на разные основания для начисления таких видов неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (договору), как штраф и пени. Если пени начисляются за просрочку исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, штрафы — за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (договором).

В правоприменительной практике выработан подход, признающий принципиально возможным одновременное взыскание заказчиком штрафа и пени в случае неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360). Как следует из разъяснений, приведенных в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта подлежат взысканию пени за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту (пени начисляются до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения). Кроме того, одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.

Если же нарушения контрагента сводятся только к просрочке исполнения, то основания для взыскания штрафа отсутствуют.

Таким образом, учитывая в рассматриваемой ситуации факт одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по причине неоднократной просрочки исполнения обязательств контрагента по поставкам, а также то обстоятельство, что правила начисления неустоек в договоре установлены в соответствии с постановлением № 1042, можно сделать вывод о том, что требование заказчика об уплате пени и штрафа является обоснованным.

В то же время отметим, что однозначный вывод в конкретной ситуации может быть сделан только судом после изучения фактических обстоятельств дела с учетом формулировок условий конкретного договора.

Татьяна Чашина,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталМосгазИНАМОЭК
АКСИТЕХРоссийскийДоркомэкспоЦентр