НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Допустимо ли заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и срока действия контракта в связи с отсутствием у победителя закупки возможности приступить к работам по контракту из-за непредоставления земельного участка для строительства заказчиком?

Учреждением с победителем электронного аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ заключен контракт на строительство автомобильной дороги. Победитель закупки не имеет возможности приступить к работам по контракту в связи с непредоставлением земельного участка для строительства (с 21.04.2020 по 16.05.2020, как указано в контракте, земельный участок подрядчику не предоставлен). Распоряжение о предоставлении земельного участка в настоящее время находится на подписании.

Срок исполнения обязательств по контракту еще не наступил.

Поставщик обратился заранее к заказчику с просьбой продлить срок выполнения работ, завершение которых в соответствии с условиями контракта предусмотрено в августе 2020 года.

Допускается ли заключение дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и срока действия контракта?

В силу ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ. Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Условия контракта о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств и срок действия контракта относятся к существенным условиям контракта (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Для рассматриваемой ситуации наиболее подходящими являются случаи изменения, предусмотренные положениями п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Так, учитывая требования положений п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также то, что в данном случае необходимость продления срока исполнения контракта не обусловлена неисполнением обязательств по вине подрядчика, стороны вправе заключить соглашение о продлении срока исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства при соблюдении следующих условий:

— срок исполнения контракта истек, и причиной продления данного срока являются не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;

— изменение срока исполнения контракта допускается однократно на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;

— если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

При этом применение п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не зависит от цены контракта. Однако применение указанного пункта в рассматриваемой ситуации невозможно прежде всего потому, что срок исполнения контракта истекает в августе 2020 года.

Применение п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:

— срок исполнения контракта составляет или превышает один год;

— цена контракта составляет или превышает пределы, установленные Правительством РФ. В настоящее время такой предел — 100 млн. руб. — установлен п. 1.1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186;

— необходимость такого изменения обоснована (надо полагать, заказчиком, подрядчиком или обоими совместно) в письменной форме;

— такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

В указанный (дополнительный) срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

— о таком изменении принято решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Соответственно, если в приведенной ситуации указанные условия в совокупности присутствуют, то заказчик может изменить контракт на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при наличии соответствующего решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и при условии, что изменение не приведет к увеличению срока исполнения более чем на 30%.

Отметим, что подрядчик может быть освобожден от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Более того, если неисполнение работ, предусмотренных контрактом, стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, заказчик не вправе начислять неустойку ввиду отсутствия вины подрядчика, а подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.

Наталия Павлова,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ИНАКростГераМосинжпроект
ВКАктивКапитал