НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Подлежит ли административной ответственности бюджетное учреждение с заложенными расходами на осуществление закупок в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) менее 2 млн руб., указавшее в плане-графике на 2019 год меньшую сумму, но потратившее всю сумму, указанную в ПФХД?

Бюджетное учреждение осуществляет закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, поскольку сумма его расходов, заложенная в ПФХД, — менее 2 млн руб. В 2019 году это учреждение разместило план-график на сумму, меньшую, чем указано в ПФХД, в то время как фактически, по данным реестра контрактов, осуществило закупки на всю сумму, указанную в ПФХД.

Может ли это учреждение быть привлечено к административной ответственности?

Прежде отметим, что ни нормы Закона № 44-ФЗ, ни нормы Бюджетного кодекса РФ, на которых в том числе основан этот закон (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), не обязывают заказчика указывать в плане-графике все суммы, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Соответственно, не установлено и ответственности за размещение такого плана-графика.

Безусловно, в силу ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Однако административная ответственность установлена только за размещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), соответственно, формально объективную сторону состава административного правонарушения в данном случае наблюдать невозможно.

Более того, поскольку информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, включается в планграфик одной строкой в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок, без выделения отдельных случаев заключения контрактов, выделить в данном случае закупки, осуществленные без указания в планеграфике, может представиться затруднительным (только по субъективным критериям).

В данном случае можно говорить только о том, что для осуществления закупок на сумму большую, чем указано в изначально размещенном плане-графике, заказчик, как следует из ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, был обязан внести изменения в план-график, разместив эти изменения в ЕИС не позднее, чем за 1 день до заключения контракта, с учетом цены которого сумма закупки превысила указанную в изначально размещенном плане-графике (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ), чего в данном случае фактически не было сделано. Это может трактоваться как нарушение срока утверждения изменений, вносимых в план-график, и срока размещения таких изменений в ЕИС (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ) либо как неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ). Последняя норма находится в ст. 7.29.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушения законодательства при планировании закупок, а в ст. 7.30 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушения закона при осуществлении закупок, однако она сформулирована таким образом, что, в принципе, может быть применена и в рассматриваемой ситуации.

В любом случае привлечение к административной ответственности может быть обжаловано только в суде, и тогда правомерность такого привлечения определит суд.

Аркадий Серков,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

СаториГераМосводоканалМоскапстрой
МОСПРОМСТРОЙВКСтройИнвест-3ПНС