НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Как распределяется бремя ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе между должностными и юридическими лицами и предусмотрена ли ответственность и тех, и других за одно и то же нарушение?

В каких случаях применяются меры административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе к должностным лицам, а в каких случаях — к юридическим лицам, если конкретной статьей КоАП РФ предусмотрена ответственность и должностного, и юридического лица? Предусмотрена ли ответственность в отношении должностного и юридического лица одновременно за одно правонарушение в сфере закупок по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Прежде всего отметим, что вне зависимости от состава того или иного административного правонарушения или назначаемого за него наказания порядок привлечения должностных лиц и организаций к административной ответственности определяется общими правилами Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В частности, административной ответственности должностных лиц посвящена ст. 2.4 КоАП РФ, а административной ответственности юридических лиц — положения ст. 2.10 КоАП РФ.

Анализ приведенных норм показывает, что ими не урегулирован вопрос об одновременном привлечении к ответственности как должностного лица, так и юридического лица за одно и то же правонарушение, равно как и не установлены правила, по которым в том или ином случае осуществляется привлечение к ответственности лишь одного из них.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу особенностей правового положения юридических лиц их вина в совершении административного правонарушения хотя и не тождественна вине соответствующего физического лица, однако проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих физических лиц, действующих от его имени и допустивших правонарушение (постановления Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 1-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 14.04.2020 № 17-П). Соответственно, наличие оснований для привлечения к ответственности должностного лица практически всегда означает наличие оснований для привлечения к ответственности и юридического лица, от имени которого они выступали, если соответствующая норма КоАП РФ предусматривает ответственность как должностных, так и юридических лиц за соответствующее правонарушение.

Основываясь на этом, ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, при совершении должностным лицом правонарушения, за которое к ответственности может быть привлечено как указанное лицо, так и юридическое лицо, от имени которого оно выступает, к ответственности в любом случае могут быть привлечены оба данных субъекта.

Данный вывод подтверждается и разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В заключение отметим, что положения ч. 13 ст. 2.10 проекта КоАП РФ, подготовленного Министерством юстиции РФ, предусматривают иной подход к одновременному привлечению к административной ответственности должностного и юридического лица. В них устанавливается, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается, за исключением случаев, когда санкцией особенной части КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица либо когда одно из указанных лиц подлежит освобождению от административного наказания, если его применение может повлечь за собой невозможность исполнения лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности (п. 1 ст. 4.1 проекта КоАП РФ).

Однако следует помнить, что данный проект КоАП РФ в настоящее время не принят и находится лишь на стадии прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318.

Сергей Широков,
эксперт Службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосгазИНАТеплоцентрстройЭнергокомплекс
МОСПРОМСТРОЙДоркомэкспоШкола