ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Применимы ли положения Закона № 44-ФЗ к проведению акредитационной экспертизы в сответствии с требованиями Закона № 412-ФЗ «Об акредитации в национальной системе акредитации»

Федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет деятельность в рамках Закона № 44-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон № 412-ФЗ) в учреждении необходимо проведение процедуры подтверждения компетентности гидрохимической лаборатории. Согласно разъяснениям Министерства экономического развития (письмо от 03.06.2015 № Д28и-1438), положения Закона № 44-ФЗ не распространяются на привлечение экспертов, экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в соответствии с требованиями Закона № 412-ФЗ. В целях проведения процедуры подтверждения компетентности гидрохимической лаборатории учреждение заключает контракт с экспертом (экспертной организацией), отобранным национальным органом по аккредитации.

Распространяются ли на данную ситуацию положения Закона № 44-ФЗ? Необходимо ли информацию о заключенном договоре публиковать в Единой информационной системе, реестре контрактов и учитывать закупку в совокупном годовом объеме закупок?

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, за исключением унитарных предприятий, упомянутых в п. 3 ч. 1 данной статьи, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

По смыслу положений Федерального закона № 44-ФЗ (в частности, п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч. 1, 5 ст. 24), в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками, любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями главы 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона. Из приведенных норм следует, что заказчик по общему правилу определяет контрагентов конкурентными способами и лишь при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, может осуществлять закупку у единственного контрагента, то есть без проведения конкурентных процедур.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 412-ФЗ, заявитель, аккредитованное лицо обязаны заключить договор на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с данным законом, с экспертной организацией, являющейся основным местом работы эксперта по аккредитации, прошедшего отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом № 412-ФЗ, или с экспертной организацией, с которой эксперт по аккредитации, прошедший отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с данным законом, осуществляет взаимодействие в соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона № 412-ФЗ.

Причем выбор экспертной организации осуществляется не заявителем. Соответствующий порядок установлен положениями Закона № 412-ФЗ.

Предусмотренный Законом № 412-ФЗ порядок предполагает, что заявитель обязан заключить договор на оказание услуг, необходимых для предоставления соответствующих государственных услуг, с тем лицом, которое будет определено национальным органом по аккредитации. Это исключает возможность использования заявителем в целях заключения такого договора любых предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных способов определения контрагента. Содержащийся же в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ перечень случаев, когда закупка может осуществляться у единственного контрагента, не предусматривает соответствующего специального основания для заключения договора с единственным контрагентом.

Кроме того, нельзя не отметить, что размер платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений и за проведение выездной экспертизы определяется в соответствии с требованиями Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 653. Этот порядок исключает возможность применения заявителем (заказчиком) требований Закона № 44-ФЗ и в части определения цены контракта.

В связи с этим отметим, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Как прямо следует из приведенных выше норм, закупка заказчиками товаров, работ и услуг сопровождается заключением гражданско-правового договора. Иными словами, отношения между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по своему характеру являются гражданско-правовыми: они основаны на добровольном установлении сторонами гражданских прав и обязанностей на основании договора, свободном определении условий договора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 420, п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ), разумеется, с учетом требований, которые установлены Законом № 44-ФЗ. Следовательно, Законом № 44-ФЗ регулируются не любые отношения, связанные с наличием у заказчика расходных обязательств, а лишь те, которые возникают из гражданско-правовых отношений и, соответственно, оформляются путем заключения гражданско-правового договора.

Представляется очевидным, что нормы этого федерального закона неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств.

На наш взгляд, вышеизложенные основания свидетельствуют о неприменимости положений Закона № 44-ФЗ и к отношениям, описанным в вопросе. В связи с этим учреждение вправе заключить договор на оказание экспертных услуг в целях подтверждения компетентности аккредитованного лица, руководствуясь только положениями гражданского законодательства. Сведения о таком договоре размещать в ЕИС и реестре контрактов не нужно. Не войдет эта закупка и в совокупный годовой объем закупок заказчика, так как таковым является утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, осуществляемых именно в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 16 ст. 3).

Алексей Александров, Надежда Верхова,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел