Федеральное государственное бюджетное учреждение планирует провести закупку (электронный аукцион) на выполнение работ по ремонту кровли здания. Для этого ранее был заключен договор на разработку проектной документации на ремонт кровли. В проектной документации указаны конкретные марки материалов, используемых для ремонта кровли.
Обязано ли учреждение указывать в проектной документации слова «или эквивалент» в случаях указания на конкретные марки товаров, используемых в работе? Если обязано, то надо ли раскрывать их технические характеристики (параметры эквивалентности)?
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).
Состав проектной документации объектов капитального строительства, обязательный перечень разделов такой документации указаны в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение № 87). При этом нормы ГрК РФ и Положения № 87 не содержат запрета на включение в состав проектной документации наименований товарных знаков материалов, используемых для выполнения работ, равно как не содержат указания на включение в описание используемых материалов слов «или эквивалент». Предметом регулирования законодательства о контрактной системе этот вопрос не является. Таким образом, проектная документация может содержать указание на конкретные товарные знаки и наименования конкретных марок материалов.
При этом в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать следующее.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 этого закона, устанавливающей единые требования, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупок вне зависимости от способа осуществления закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 той же статьи).
В свою очередь, лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (ч. 3, 6 ст. 52 ГрК РФ).
Следовательно, при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения электронного аукциона в документации о таком аукционе указываются содержащиеся в проектной документации показатели (характеристики работ), связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика (см. письма Минэкономразвития России от 13.10.2015№ Д28и-3073, ФАС России от 09.03.2016 № АЦ/14427/16).
Вместе с тем при описании характеристик работ в документации об электронном аукционе необходимо учитывать ограничения, установленные ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Так, по общему правилу в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, если эти требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Исключение составляет случай, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Далее норма п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ указывает случай, в котором документация о закупке может содержать указание на товарные знаки — обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ): если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением двух случаев (в этих случаях закон прямо предусматривает возможность закупки товаров, обозначенных конкретным товарным знаком):
• несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
• закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Каких-либо исключений из этого правила для случаев закупки строительных работ, выполняемых в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, Закон № 44-ФЗ не устанавливает.
В рассматриваемой ситуации проектная документация в описании используемых для строительства материалов содержит указания на конкретные товарные знаки.
В таком случае заказчику следует установить, совместимы ли товары, обозначенные другими товарными знаками, с товарами, используемыми заказчиком при осуществлении строительства, возможно ли обеспечить необходимое взаимодействие таких товаров с товарами заказчика. Данный вопрос является не правовым, а техническим, и его решение зависит от конкретных обстоятельств. При несовместимости таких товаров, невозможности обеспечить соответствующее взаимодействие включать слова «или эквивалент» в описание объекта закупки не требуется (см. постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 № 06АП-2035/16, решение УФАС по Красноярскому краю от 23.05.2017 № 609).
Если же при производстве работ могут быть использованы товары, обозначенные другими товарными знаками (несовместимость отсутствует), в описании соответствующих материалов в аукционной документации обязательно указываются слова «или эквивалент» (см. письмо Минэкономразвития России от 19.11.2015 № Д28и-3483, решение Якутского УФАС России от 09.12.2015 № 06-973/15т). В таком случае заказчик должен установить значения эквивалентности товаров (подп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
При этом следует обратить внимание, что критерии эквивалентности и совместимости (несовместимости) товаров в Законе № 44-ФЗ отсутствуют. Заказчик должен разработать такие критерии самостоятельно исходя из своей потребности в выполнении работ с определенными качественными характеристиками (см. также решение ФАС России от 31.03.2016 № К-493/16, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 № 11АП-6034/15).
В заключение необходимо отметить позицию ФАС России, изложенную в Обзоре административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2010 г.). Представители антимонопольной службы указали на право заказчиков при составлении задания разработчику проектной документации установить запрет на использование в ней указания на товарные знаки. В противном случае заведомое указание в проектной документации на конкретные марки материалов может быть расценено антимонопольным органом как очевидный обход заказчиком требования запрета использовать наименования товарных знаков без сопровождения словами «или эквивалент». Указанная позиция была сформирована еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон № 94-ФЗ), но поскольку в рассматриваемой части нормы этого закона (ч. 3, 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ) по существу аналогичны положениям Закона № 44-ФЗ, следует полагать, что она актуальна и в настоящее время.