НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Этих ярмарок краски…Уличные торговые площадки выходного дня обретают национальный колорит


В прошлом году казалось, что по одной ярмарке на каждый из 125 районов Москвы, – это вполне достаточно. Однако нынешним летом таких ярмарок было уже более 140, а с наступлением сезона сбора урожая их число достигло 160. Увеличение числа ярмарок выходного дня на улицах столицы, на которых сельхозпроизводители из регионов могут напрямую продавать москвичам свою продукцию, не тратясь на аренду торговых мест, – одно из стратегических направлений развития розничной торговли в мегаполисе, уверен руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк.


Торговля – это праздник

Ярмарки выходного дня – это возможность купить отечественную экологически чистую продукцию из российских регионов по ценам на 10–15% ниже, чем в магазинах, а также еще один шаг к формированию в городе новой, более высокой культуры торговли. Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2011 года «Об утверждении порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Москвы» места на ярмарках выходного дня предоставляются бесплатно. Все расходы по вывозу мусора, уборке территории, охране, установке и обслуживанию биотуалетов также оплачиваются целиком из бюджета столицы. В прошлом году на ярмарках выходного дня было продано 60 тыс. тонн плодоовощной продукции. Ответственность за проведение ярмарок возложена на префектуры. А еще ярмарки выходного дня все более напитываются атмосферой праздника… Один из способов придания каждой из московских уличных ярмарок своеобразия – наделение ее специфическим региональным колоритом. По словам Алексея Немерюка, в минувшем году город уже начал проводить подобные ярмарки, но тогда это был лишь эксперимент, пилотный проект. В этом году порядок проведения ярмарок, где каждая площадка будет закреплена за определенным регионом, строго регламентирован изменениями, внесенными с 1 августа в уже упомянутое постановление Правительства Москвы о ярмарочной торговле. Кроме того, чтобы возродить дух сельского ярмарочного празднества, веселого балагана, к выступлению на ярмарках планируется привлекать самодеятельные и фольклорные коллективы, музыкантов и клоунов. До последнего времени ярмарки выходного дня отличались достаточной региональной пестротой. На них торговали представители 50 регионов России и Белоруссии. Другие страны – республики бывшего СССР – на ярмарках выходного дня представлены Узбекистаном, Азербайджаном и Арменией. Наиболее успешной глава Департамента торговли и услуг назвал ярмарку выходного дня в Мещанском районе ЦАО на улице Щепкина перед дворцом спорта «Олимпийский». Больше всего фермеров на ярмарки в Москву приезжает из Воронежской и Липецкой областей, Краснодарского края и Республики Чувашия. Для ярмарок с ярко выраженным региональным колоритом выделены 16 новых площадок. Семь из них расположены на территории Северного административного округа по адресам: ул. Усиевича, д. 22/2; Ленинградский пр-т, д. 33, корп. 2; ул. 3-я Радиаторская, д. 5; ул. 800-летия Москвы, д. 11, корп. 6; ул. Фестивальная, д. 21–25; Новосходненское ш., д. 166 и Дмитровское ш., д.13, корп. 2–5. В СевероВосточном административном округе открылись три новые ярмарки: Староватутинский пр-д, д. 4; ул. Хачатуряна, д.13 и ул. Полярная, д.10. В Восточном административном округе появились четыре новые ярмарки: Открытое ш., д. 28, корп. 9; 2-й Богатырский пер.; ул.16-я Парковая, д. 51 и 1-й Кирпичный пер., д. 2. В Западном округе две новые ярмарки в уик-энд работают по адресам: ул. Новопеределкинская, вл. 14А и ул.Удальцова, д. 75А. Кроме этого, 11 площадок для ярмарок выходного дня выделено на территории присоединенных к Москве Троицкого и Новомосковского административных округов. Подробную информацию о работе ярмарок выходного дня можно получить по телефону «горячей линии» Департамента торговли и услуг: (495)-628-93-39.


Если и чуть дороже, то лучше

Разумеется, и у успешно развивающейся столичной уличной торговли есть свои проблемы, например, некоторые недобросовестные операторы ярмарок неправомерно пытаются взимать деньги с торгующих за те или иные услуги, которые по закону определены как бесплатные. В результате проведенных в этом году проверок с 40 организаторами ярмарок департамент по этой причине разорвал контракты. Внешнему облику ярмарок также не мешало бы придать побольше красок. По словам Алексея Немерюка, Мэр Москвы Сергей Собянин дал его ведомству поручение сделать облик ярмарок более привлекательным с эстетической точки зрения. «Нас и самих он не вполне устраивает», – признал глава Департамента торговли и услуг. Также пока не решены все проблемы, связанные с размещением участников ярмарок, например, предприниматели и фермеры из регионов могли бы приезжать в столицу на срок до 14 дней, и при этом им было бы где остановиться. Пока еще не всегда цены на продукты из регионов ниже, чем в крупных розничных сетях, которые могут позволить себе удешевление своей продукции за счет проведения закупок крупными оптовыми партиями и наличия собственных распределительных центров. Впрочем, в сетевых дискаунтерах овощи и фрукты, даже если они и дешевле, то, как правило, заметно уступают по качеству тем, что были выращены в крестьянских хозяйствах.


Темпы роста – опережающие

Розничная торговля столицы давно уже преодолела последствия кризиса и уверенно растет, в строй вводятся новые крупные торговые объекты. В подпрограмме «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» поставлена задача увеличить обеспеченность москвичей торговыми площадями в 1,5 раза к 2016 году. Ежегодно для этого будут вводиться более 200 предприятий розничной торговли общей площадью в среднем около 190 тыс. кв. м.__ Торговая отрасль столицы развивается такими темпами, что вполне готова перекрыть указанные показатели. За первое полугодие нынешнего года в строй было введено почти 200 тыс. кв. м новых торговых площадей. За этот период московский рынок торговой недвижимости пополнился девятью крупными объектами торговой площадью 63,8 тыс. кв. м, что составляет 64% от годового задания. Наиболее значимыми среди них являются: торговая галерея в составе гостиницы «Москва» на Охотном Ряду, где площадь составляет 20 тыс. кв. м, торговый центр «Сомбреро» на юге Москвы (6,8 тыс. кв. м), четырехуровневый торговый комплекс «Шангал» в Новогиреево (6,4 тыс. кв. м), а также торговый центр «Эгомолл» на северо-востоке столицы (5,5 тыс. кв. м) и торговый центр «Крылатский» в Западном административном округе (5,9 тыс. кв. м). Кроме того, 7,4 тыс. кв. м в первом полугодии было получено за счет реконструкции и модернизации предприятий розничной торговли. В 2012 году открыто более 90 гипермаркетов, супермаркетов и дискаунтеров площадью 34,5 тыс. кв. м. Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями в целом по городу возросла до 744 кв. м на тысячу жителей, превысив норматив минимальной обеспеченности на 4,9% и составив 100,5% к уровню 2011 года. На сегодняшний день в столице работает около 18,5 тыс. стационарных торговых объектов общим объемом качественных торговых площадей около 8,45 млн кв. м, из них почти 6,4 тыс. продовольственных предприятий торговой площадью 1,8 млн кв. м. Лучше всего обеспечен торговыми помещениями, без учета торговых киосков, Центральный округ столицы (1,5 тыс. кв. м на тысячу жителей), хуже всего – Северо-Западный административный округ (504 кв. м на тысячу жителей). В развитии предприятий розничной торговли приоритет городскими властями отдается небольшим магазинам товаров повседневного спроса, расположенным внутри жилых кварталов, так называемым магазинам шаговой доступности. Усилия, направленные на развитие сети подобных торговых предприятий, привели к тому, что за первые шесть месяцев года их число пополнилось 439 средне- и малоформатными магазинами, располагающими около 85,9 тыс. кв. м торговой площади. Каждый второй из этих магазинов – продовольственный. На протяжении 2011 года в городе открылось 1100 подобных магазинов. Помимо этого до конца года в городе должно появиться не менее 50 социально аккредитованных магазинов. Каждое такое торговое предприятие реализует обладателям социальной карты москвича товары потребительской корзины (33 наименования) по ценам на 10–15% ниже, чем в обычных магазинах.


А что в перспективе?

Как и все подразделения Правительства Москвы, Департамент торговли и услуг будет избавляться от непрофильных активов. Речь идет в первую очередь о принадлежащих городу 11 сельскохозяйственных рынках. При этом, по словам Алексея Немерюка, число сельхозрынков в городе сокращаться не будет, а принадлежащие городу рынки не будут перепрофилированы после их продажи. «Человек, который пришел и купил этот рынок, сможет сделать определенные капиталовложения, повысить капитализацию объекта, улучшить качество обслуживания и, возможно, расширить свои площади, более грамотно их использовать. Основная задача при продаже рынков, находящихся в городской собственности, – не допустить перепрофилирования. Покупателю будет поставлено жесткое условие: сельхозрынок должен остаться сельхозрынком, а не превратиться в промтоварный торговый комплекс, жилой дом, офисный центр или гостиницу», – подчеркнул Алексей Немерюк. В настоящий момент на территории Москвы продолжают работать 67 рынков, из которых 41 – сельскохозяйственный. Департамент ведет подготовку к приватизации ОАО «Даниловский рынок». Вслед за ним должны последовать ГУП «Рижский рынок», ОАО «Кунцевский рынок», ОАО «Велозаводский рынок», ОАО «Северный рынок», ОАО «Коптевский рынок», ОАО «Рыночный комплекс «Царицынский», ОАО «Лефортовский рынок», ГУП «Люблинский рынок», ОАО «Рынок «Выхино», ГУП «Преображенский рынок». Большинство из этих рынков расположено в собственных капитальных строениях, за исключением «Преображенского рынка», который, несмотря на статус ГУП, вынужден арендовать площади. Его подготовка к выставлению на торги займет больше времени. Еще одно перспективное направление, развитию которого в Департаменте торговли и услуг уделяют особое внимание, – это вендинг, то есть розничная торговля через специальные автоматы. До последнего времени рынок торговых автоматов в столице не подвергался специальной регламентации. В этом году Департаментом торговли и услуг с привлечением экспертного сообщества была разработана Концепция развития вендинговой торговли в Москве, которая должна обеспечить поступательное развитие этого прогрессивного высокотехнологичного формата торговли. По словам Алексея Немерюка, пока еще Москва намного отстает в этом секторе рынка от ведущих мегаполисов мира. Всего в Москве работает около 15 тыс. торговых автоматов, в то время как, например, в Нью-Йорке – более 200 тыс., а в Токио – 500 тыс. В соответствии с концепцией к 2015 году число автоматов в российской столице должно увеличиться до 90 тыс. В этот сегмент рынка предполагается привлечь частные инвестиции в общей сложности на сумму 34 млрд руб.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МИЦГеопроектизысканияКапиталМосинжпроект
ШколаСбербанкАбсолютДоркомэкспо