НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Константин Матвеев: Трудом и талантом наших специалистов создается будущее российской столицы. Какими будут столичное метро, парк «Зарядье», Большая спортивная арена «Лужники» и другие крупные объекты города – во многом зависит от работы «Мосинжпроекта»


В Москве активно ведется работа по реконструкции и прокладке скоростных магистралей, открываются новые станции метрополитена, активно ведется строительство на Малом кольце Московской железной дороги, реализуется программа по проектированию и возведению транспортно-пересадочных узлов.

Масштабные проекты, огромные объемы работ – все это ставит перед властями города задачу по привлечению самых опытных специалистов и внедрению самых современных методов строительства и проектирования. Об этом и о многом другом мы беседуем с генеральным директором инжиниринговой компании АО «Мосинжпроект» Константином Матвеевым.

– Константин Николаевич, компания «Мосинжпроект» – одна из старейших столичных строительных компаний. Расскажите, какова роль «Мосинжпроекта» в программе развития московского метро, которое этом году отпраздновало свое 80-летие?

– В начале 30-х годов прошлого века в Москве был дан старт строительству метрополитена. Спустя 76 лет – в 2011 году – столичные власти в рамках модернизации транспортной инфраструктуры города запустили грандиозную программу дальнейшего развития метро. Как и в те далекие годы, в XXI веке это решение было принято из-за сложной транспортной обстановки в городе. Столичное метро традиционно является самым популярным видом общественного транспорта, однако в последние два десятилетия метро не могло похвастаться высокими темпами строительства, а пассажиров становилось все больше. Сегодня 327,5 км линий метро и 196 станций ежедневно встречают до 9 миллионов пассажиров! При этом расчеты специалистов показывают: если сегодня за год метрополитен перевозит 2,5 млрд человек, то в 2025 году надо будет перевозить уже 3,2 млрд. Посмотрев на эти цифры, становится понятно: если не форсировать строительство метро сейчас, через 10 лет мы вообще не сможем войти в вагон!

В разработанной городом программе развития московского метрополитена поставлена задача: с 2011 до 2020 года построить не менее 160 км линий и открыть 78 новых станций. Если за 76 лет было построено около 300 км, то теперь всего за 10 лет нужно построить более половины этого объема. Этот проект требует серьезных трудозатрат: в Москву привлечены лучшие проектировщики, архитекторы, строители метро (несколько десятков тысяч человек), сконцентрированы современные образцы строительной техники, над проходкой тоннелей и возведением станций работает множество подрядных организаций. Чтобы скоординировать работы по строительству метрополитена, объединить усилия всех специалистов, решено было создать управляющую организацию, которая отвечает и за потраченные средства, и за конечный результат, и, что немаловажно, за риски, которые являются неотъемлемым элементом для любого строительства. Такой компанией стал «Мосинжпроект».

За более чем полувековую историю наши специалисты запроектировали сотни и тысячи объектов в столице как на поверхности, так и под землей. Правительству Москвы принадлежат 100% акций компании, и поэтому, выполняя функции управляющей организации по строительству метрополитена, мы заинтересованы не только в том, чтобы строить метро как можно быстрее, но и в том, чтобы потратить на это минимум денег, конечно, не в ущерб качеству работ. Чем больше мы сэкономим на строительстве метро, тем больше средств останется в бюджете города.

Спустя четыре года после начала реализации программы развития метро уже можно говорить о том, что на возведении отдельных объектов подземки мы в среднем можем экономить до 20–25% средств. Например, в целях экономии мы перешли на проектирование типовых станций метро. Только давайте уточним: типовые станции – это не значит одинаковые, как под копирку. Типовой остается конструкция станции, но ее оформление – это всегда оригинальный проект. В столичной подземке не было и не будет одинаковых по оформлению станций. Каждая станция должна иметь свое лицо, свою изюминку – это принципиальная позиция. Ведь московское метро с самого начала создавалось не только как исключительно утилитарный объект транспортной инфраструктуры, но и как уникальное архитектурное сооружение.

Из числа открытых в последние годы станций можно вспомнить «яблоневый сад» в оформлении витражей на «Алма-Атинской», или дугообразную платформу «Пятницкого шоссе», или игру цвета и зеркальных отражений на станциях «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Архитекторы и проектировщики прилагают все усилия, для того чтобы новые станции подземки оставались и красивыми, и функциональными, являясь достойным продолжением традиций московского метростроения. Смею предположить, что когда-нибудь экскурсии, которые так часто проводят в метро на центральных станциях, будут включать посещения и тех станций, которые создают в наши дни.

– На днях заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Шакирзянович Хуснуллин озвучил планы создания на базе «Мосинжпроекта» единого оператора развития территорий у метро – девелопера, отвечающего одновременно за строительство линий и станций, транспортно-пересадочных узлов и инфраструктурных объектов в зоне шаговой доступности. Как продвигается реализация этого плана? Готов ли «Мосинжпроект» взять на себя ответственность?

– Действительно, такие планы существуют. Федеральная антимонопольная служба некоторое время назад одобрила решение о включении в уставный капитал АО «Мосинжпроект» акций еще ряда компаний, которые, как и наша, принадлежат Правительству Москвы. Это проектные институты, строительные компании, девелоперские и риелторские структуры. Для чего это делается? Вы же понимаете, что, задумав построить тот или иной объект, нельзя просто взять и начать рыть котлован – необходимо пройти массу градостроительных процедур, оформить документацию, согласовать ряд вопросов в различных инстанциях, решить вопросы с владельцем (или владельцами) земельных участков для будущего строительства, спроектировать объект, найти подрядчиков, при необходимости – инвесторов, покупателей или арендаторов, заключить договоры и еще многое другое.

Создавая крупный холдинг, власти города выступают за то, чтобы все текущие вопросы по проектам решались комплексно и под единым началом, что упростит как саму процедуру возведения объекта, так и дальнейшее его использование. Отмечу, что мы говорим о проектах, которые планируется реализовывать, в том числе за счет городского бюджета, где особенно важен контроль над расходованием средств.

Очень важный момент: несмотря на то что все входящие в холдинг структуры будут независимыми друг от друга, мы создадим систему единой консолидированной отчетности, соответствующую не только российским, но и международным стандартам.

Практика создания инжиниринговых холдингов полного цикла для реализации серьезных проектов – это мировой тренд, так что ничего нового здесь Москва не придумала. Более того, в столице уже используется подобный подход при строительстве метро. Будучи управляющей компанией по строительству подземки, «Мосинжпроект» успел накопить в этом деле немалый опыт. Теперь к нашим проектам добавится развитие территорий близ станций метро, в том числе возведение транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

– «Мосинжпроект» уже определен Правительством Москвы в качестве одного из операторов по отбору инвесторов для строительства ТПУ в капитальном исполнении. Для каких именно ТПУ будет подбирать инвесторов ваша компания? Строительство будет осуществляться целиком за счет инвестиций или на принципах государственно-частного партнерства? Будут разработаны типовые проекты для ТПУ или каждый узел будет возводиться по индивидуальному проекту? Какие проекты ТПУ уже готовы?

– Возводить ТПУ в Москве будут несколько организаций – ОАО «МКЖД», ОАО «РВ-метро» и ГУП «Московский метрополитен»; «Мосинжпроекту» переданы 37 ТПУ, которые построят на базе новых станций метро. Какие-то из наших проектов фактически готовы – разработана градостроительная документация, сформированы земельные участки под строительство. Это, например, транспортно-пересадочные узлы «Селигерская», «Саларьево», «Рассказовка», «Лесопарковая», «Аминьевское шоссе» и др. Но строительство объектов пока не начато. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Интерес к строительству ТПУ проявили, например, ЗАО «Интеко», ЗАО «Ведис Групп», RDI Group, ГК «Ташир» и др. Однако конкретный инвестор для конкретного проекта будет определен только после проведения всех необходимых конкурсных процедур.

Сейчас мы также прорабатываем варианты размещения тех или иных объектов в рамках ТПУ: ведь помимо собственно пересадочного узла при ТПУ могут возводиться объекты коммерческой и социальной инфраструктуры, жилые дома, гостиницы, офисные помещения. Эта «нагрузка» необходима, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов.

Ведь что такое ТПУ? Это место удобной пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. Соответственно, должен быть построен некий транспортный терминал, где разместятся остановки автобусов, метро, электрички, причем они должны находиться как можно ближе друг к другу, чтобы пересадка не занимала слишком много времени.

В терминале будут оборудованы кассовые залы и залы ожидания, санузлы, пункт полиции или еще какие-либо вспомогательные структуры. Кроме того, ТПУ – это обязательно удобная парковка, ведь мы хотим предоставить горожанам все условия, для того чтобы каждый мог оставить автомобиль в ТПУ и дальше уже передвигаться по городу на общественном транспорте. Взять на себя все расходы на такое масштабное строительство городской бюджет не может, а следуя мировой практике – и не должен, поскольку часть расходов может взять на себя инвестор. Взамен мы предлагаем инвестору возможность размещения каких-то объектов в непосредственной близости к пересадочному терминалу.

И вот здесь нам необходимо умело совместить интересы инвестора и интересы жителей той территории, где появится ТПУ, при этом обеспечив комплексное и сбалансированное развитие этой территории. Например, если инвесторы построят при ТПУ, допустим, две офисные высотки, хотя в районе уже есть 10 офисных центров, эти новые офисы в итоге просто не будут востребованы из-за отсутствия арендаторов. В то же время местные жители говорят: у нас в районе нет кинотеатра, а так хотелось бы иметь возможность сходить в кино рядом с домом. Тогда мы предлагаем инвестору построить при ТПУ кинозал – и все будут в выигрыше, поскольку и горожане довольны, и инвестор получает прибыль с объекта.

Хочу особо подчеркнуть, что при реализации проектов ТПУ мы стараемся предусмотреть появление в его составе зон для размещения социально значимых объектов – от аптек и прачечных, отделений «Почты России» и Сбербанка до центров оказания госуслуг. Благодаря таким вот объектам решить какие-то бытовые вопросы люди смогут, не отъезжая далеко от дома либо в процессе пересадки с одного вида транспорта на другой по пути с работы домой.

Все ТПУ будут отличаться друг от друга, причем как по так называемому «дополнительному функционалу», так и по архитектурному оформлению. Мы хотим сделать визуально приятные объекты. Облагородится и территория вокруг пересадочных узлов (и для каких-то районов это станет новым местом для прогулок всей семьей). Понимаете, здесь стоит задача – создать новые центры делового развития, новые точки экономического роста, новые зоны отдыха и развлечений.

И конечно, основная и главная роль ТПУ – улучшить транспортную ситуацию в городе. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы пересадочные узлы строились параллельно развитию метрополитена и реконструкции столичных магистралей.

– Над какими значимыми объектами дорожной инфраструктуры «Мосинжпроект» работает сегодня?

– Наша компания выполняет функции технического заказчика на проектирование и генпроектировщика на работах по реконструкции вылетных магистралей столицы.

Понятное дело, что реконструкция – не просто замена дорожного полотна. Это строительство боковых проездов, чтобы автомобилисты могли совершать локальные поездки, не выезжая на основную трассу. Это обустройство инфраструктуры для общественного транспорта – заездных карманов и выделенных полос, чтобы автобусы и троллейбусы не мешали потоку личного транспорта, двигались быстрее. Это строительство эстакад и тоннелей на самых загруженных перекрестках, за счет чего убираются светофоры – и транспорт едет быстрее, не создавая заторов. Это возведение надземных и подземных пешеходных переходов, которые позволят пешеходам безопасно переходить улицы.

Сейчас реконструируются Рязанский и Волгоградский проспекты, шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе. Они находятся в разной степени готовности – скажем, Щелковское шоссе планируем сдать до конца этого года. Ведется также реконструкция Можайского шоссе, причем в прошлом году здесь уже открылась самая протяженная эстакада в Европе, возведенная в городской черте, – почти 2 км в длину и 25 м в ширину. Она построена вдоль магистрали и охватывает перекрестки с улицами Толбухина, Алексеева, Рябиновой, Гвардейской, Витебской и Кубинка. Уже завершена реконструкция Каширского, Ярославского, Ленинградского и Варшавского шоссе.

Серьезной частью дорожных объектов «Мосинжпроекта» я считаю реконструкцию ряда «клеверных» развязок на пересечении вылетных магистралей и Московской кольцевой автодороги. Это один из пунктов масштабной реконструкции всей МКАД. (Кстати, не без гордости отмечу, что 20 лет назад, когда там в последний раз проводилась реконструкция, первое освещение Кольца и барьерное ограждение на трассе устанавливал именно «Мосинжпроект».) На сегодняшний день старые развязки исчерпали себя – «клеверу» не под силу выдерживать плотный трафик, ведь, по сути, сейчас МКАД используется не как транзитная магистраль, а как городская. Для сегодняшнего уровня автомобилизации больше подходят развязки с направленными съездами – благодаря им машины входят в общий поток плавно, не снижая скорости, а значит, и не создавая заторов.

Уже открыто движение по реконструированным развязкам на пересечениях МКАД с Ленинградским шоссе, Волгоградским и Мичуринским проспектами. До конца года запустим развязки на Каширском шоссе, Ленинском и Рязанском проспектах, еще через год планируем завершить реконструкцию развязки с Профсоюзной улицей.

«Мосинжпроект» также работает над участками Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, которые станут новыми транспортными артериями столицы. Благодаря этим трассам Москву можно будет пересечь по территориям периферийных районов, не заезжая в центр. Именно таких поперечных связей крайне не хватает нашему городу.

Когда-то наша организация спроектировала участок Четвертого транспортного кольца вдоль Измайловского парка от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Этот объект вошел в состав Северо-Восточной хорды. А теперь мы приступили к сооружению следующего участка СВХ – от Измайловского до Щелковского шоссе. На южном участке Северо-Западной хорды стартовали работы по строительству винчестерного тоннеля на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина. Это будет первый в стране тоннель такого типа, когда транспортные потоки пройдут один над другим, на глубине более 10 м. За счет этого на поверхности мы максимально отходим от жилых домов, чтобы не причинить неудобств местным жителям.

– Что будет сделано, для того чтобы Большая спортивная арена «Лужники» соответствовала требованиям FIFA? Что потребовалось сделать, чтобы подготовить ее к ЧМ-2018?

– У FIFA есть определенные требования к стадионам для чемпионата – вместимость, угол наклона трибун, применение современных технологий. Большая спортивная арена «Лужники», построенная более полувека назад, по ряду параметров этим стандартам уже не соответствовала. Конечно, можно было снести стадион и возвести на его месте новый. Но все мы понимаем, что «Лужники» – не просто спортивный объект, а один из символов нашего города, часть истории не только Москвы, но и всей страны. И столичные власти приняли принципиальное и очень важное решение – сохранить исторический облик арены во что бы то ни стало.

Поэтому мы оставляем исторический фасад стадиона, а внутри его осовременим. Количество зрительных мест увеличится до 81 тысячи – кстати, благодаря этому мы попадем в десятку самых крупных стадионов мира! Кроме того, зрителям больше не помешает дождь и снег – уже весной этого года были завершены работы по наращиванию козырька стадиона, который увеличился на 11 м. Предусмотрено также увеличение угла наклона трибун и приближение их к полю, чтобы улучшить обзорность на стадионе. Смотреть состязания теперь будет можно и на больших видеоэкранах. На новом стадионе уютно себя почувствуют не только зрители, но и игроки – на поле появится специальный газон с современными системами дренажа и обогрева, рассчитанными на российские климатические условия. Газон, кстати, будет натуральным – даже установим специальные лампы для роста травы.

Кроме того, после реконструкции появится целый ярус скайбоксов (застекленные ложи), зоны VIP и VVIP (верхний уровень VIP-зоны). Будут оборудованы места для болельщиков из числа маломобильных групп населения. Значительно увеличится площадь подтрибунных помещений, где разместятся точки питания, объекты бытового обслуживания, спортзалы, комнаты для волонтеров, зона для спортсменов и т.д.

Сейчас на объекте завершается монтаж металлоконструкций и идет кирпичная кладка стен и перегородок, ведется замена инженерных коммуникаций, приступили к установке трибун. Изначально завершить реконструкцию планировалось в 2017 году, но работы идут в хорошем темпе, с опережением графика, так что есть все основания полагать, что основной объем выполним уже в следующем году.

– «Мосинжпроект» выиграл в конце прошлого года конкурс на выполнение всех работ по созданию парка «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия». На каком этапе сейчас этот проект?

– Демонтаж остатков гостиницы «Россия» завершен, и мы уже приступили к заливке бетона под основание подземного гаража, где помимо непосредственно парковки в будущем разместятся различные объекты для обслуживания «Зарядья».

«Зарядье» – это действительно во многом уникальный проект. Не просто городской парк, а огромное общественное пространство, предназначенное и для прогулок, и для культурного и познавательного досуга, и для развлечений. На одной площадке мы разместим разные природные зоны. Гуляя по парку, посетители будут попадать из леса в степь, из тундры на заливные луга, фактически совершая при этом «климатическое путешествие» по всей России. Воссоздадим аттракцион Псковская горка, чтобы современные жители смогли почувствовать себя в древней Москве, катаясь с горки на санях. Для любителей русской зимы построим также павильон «Ледяная пещера», где минусовая температура будет поддерживаться в любое время года. Уверен – в летний зной этот аттракцион будет пользоваться особой популярностью!

Одним из главных объектов «Зарядья» станет филармония, строительство которой уже началось. Рядом с залом филармонии оборудуем амфитеатр. Изюминкой объекта станет стеклянная крыша – она придаст особый выразительный архитектурный облик строению и позволит проводить концерты в любое время года, защищая зрителей и оркестр от возможных осадков.

Кроме того, в рамках реализации проекта «Зарядье» будет проведена реставрация расположенных вблизи парка исторических памятников, здесь разобьют пешеходные дорожки, оборудуют несколько выходов, в том числе к пешеходной набережной, и, кстати, здесь поставим очень интересный объект – «Парящий мост». Он станет еще одной смотровой площадкой в центре столицы. Впрочем, весь парк станет гордостью Москвы, ее новой визитной карточкой. Когда представляешь себе всю эту красоту, которая появится на месте сегодняшних руин, так и видишь, как москвичи и туристы проводят в парке и знойные летние дни, и зимние снежные выходные, как они там развлекаются, знакомятся, влюбляются… И действительно чувствуешь, что новый парк скоро станет настоящим «сердцем» столицы.

– Помимо тех объектов, о которых мы уже говорили, «Мосинжпроект» занимается и другими проектами. Какими из них вы особенно гордитесь и какие считаете знаковыми?

– Не могу не назвать такой проект, как реконструкция здания театра «Геликонопера» на Большой Никитской улице. Это здание – усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских. Сто лет назад в камерном зале дома выступали лучшие артисты столицы и всей страны. Этот зал отреставрировали, и теперь здесь вновь начнутся концерты. Строители также привели в порядок фасад здания, внутренние интерьеры. Но главным итогом работ стало строительство еще одного зала театра. Внутренний двор усадьбы накрыли кровлей, добавили стены – и получился настоящий амфитеатр на 500 зрителей. Очень интересно архитекторы подошли к внутреннему оформлению этого зала – оставили нетронутым фасад двора усадьбы (отреставрировав, конечно!), в той же стилистике выполнили остальные стены. Сохранилось даже красное крыльцо дома, которое теперь превратится в VIP-ложу.

Осенью новые спектакли театр будет играть уже на обновленной сцене, и я уверен, что многие москвичи и гости нашего города придут сюда не только чтобы послушать голоса прекрасных артистов, но и полюбоваться обновленным зданием театра, окунуться в атмосферу старинной дворянской усадьбы.

На самом деле и для меня, и для каждого сотрудника нашей компании каждый из объектов по-своему дорог и значим. И наверное, нельзя не испытывать гордость от того, что сегодня трудом и талантом специалистов в том числе и нашей компании создается будущее российской столицы.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭКМосинжпроектМОЭСКМД-групп
АБЗЦентр