ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Платформа для предпринимателей


«ОПОРА РОССИИ» подготовила предложения по улучшению делового климата в стране

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» подготовила ежегодный мониторинг состояния деловой среды в стране. Базу для исследования составляли результаты опроса более 500 руководителей организаций малого и среднего предпринимательства из 71 субъекта РФ.

Основные результаты мониторинга были направлены в Федеральную антимонопольную службу в качестве предложений «ОПОРЫ» к ежегодному докладу ведомства о состоянии конкуренции. В письме предпринимательской организации в ФАС, в частности, содержался ряд инициатив в сфере государственных закупок.

Для начала приведем несколько цифр. Согласно оценкам опрошенных «ОПОРОЙ» предпринимателей, уровень конкуренции в России растет. Так, 63% респондентов считают, что конкуренция в их отрасли усилилась по сравнению с прошлым годом; о том, что она уменьшилась, сказали лишь 4% опрошенных. Если смотреть в отраслевом разрезе, то наибольший рост конкуренции был отмечен в ветеринарии (на него указало 100% опрошенных), в растениеводстве, животноводстве и охоте (82,3%), в рекламе и исследованиях рынка (77,7%), в строительстве, ремонте и подключению к коммуникациям (76,9%), в розничной и оптовой торговле (73,5%).

Только в трех отраслях рост конкуренции отметили менее половины опрошенных: это информационные технологии (45,4%), услуги предоставления связи, телевидения и радиовещания (40%) и энергетика (16,6%).

По мнению участников опроса, главными барьерами, препятствующими ведению бизнеса, являются нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (59,1%); высокие налоги (58,9%) и коррупция (37,4%).

Отраслевые инициативы

Перейдем к инициативам «ОПОРЫ», изложенным в письме в ФАС. Они были разбиты на шесть разделов, посвященных здравоохранению, транспорту, торговле, закупочной сфере, проблемам конкуренции с унитарными предприятиями и проблемам зарегулированности ряда отраслей.

В целях поддержки негосударственных медучреждений эксперты «ОПОРЫ» предлагают, в частности, сохранить для них бессрочно нулевую ставку налога на прибыль, введенную на период до 2020 года.

В сфере транспорта было предложено разработать единый порядок регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, и правила недискриминационного доступа перевозчиков, грузоотправителей, контрагентов и других лиц к услугам таких путей (в настоящее время вопрос не отрегулирован на федеральном уровне, а в регионах действуют разные правила).

В разделе, посвященном торговле, аналитики «ОПОРЫ» обратили внимание на проблему взаимоотношений торговых сетей и их поставщиков. Речь идет о нередко выставляемых торговыми сетями требованиях замены или выкупа нереализованных скоропортящихся продовольственных товаров, что приводит к необоснованным дополнительным тратам поставщиков. Такую практику предлагается запретить на законодательном уровне. Кроме того, «ОПОРА» предлагает распространить право торговли без применения контрольно-кассовой техники на киоски хлебобулочных изделий.

Проблемы, возникающие у частного бизнеса, конкурирующего с государственными или муниципальными унитарными предприятиями, были рассмотрены на примерах ветеринарной отрасли, сферы управления многоквартирными домами и обращения с отходами. Так, существенную роль в управлении домами играют ГУП и МУП, нередко занимающие доминирующее положение в своих городах. При этом такие предприятия часто не имеют стимулов для повышения качества и экономической эффективности своей работы, а иногда и играют роль посредников (передают работы субподрядчикам, забирая себе часть выделенных средств).

Вместе с тем эксперты «ОПОРЫ» сами признают, что мешает отдать отрасль частному сектору – отсутствие дифференцированности тарифов на эксплуатацию жилого фонда разного качества. Иными словами, при равных тарифах предприниматели с удовольствием возьмутся за обслуживание новостроек, но никто не захочет брать на себя ветхий фонд. В этой связи эксперты «ОПОРЫ» предлагают дифференцировать тарифы в зависимости от качества жилого фонда, что позволит расформировать ГУП и МУП, передав отрасль частным управляющим компаниям. Правда, за чей счет следует повышать тарифы для ветхого фонда, они не уточнили.

Еще одна проблема предпринимателей связана с зарегулированностью многих отраслей. Например, в сфере детского туризма действуют около 90 нормативно-правовых актов Минобразования РФ, Минтруда РФ, МЧС РФ, МВД РФ, Минкультуры РФ, Минтранса РФ и ряда других ведомств, нередко устанавливающих отличные друг от друга требования. В этой связи «ОПОРА» предлагает провести ревизию требований к предпринимателям в различных отраслях на предмет их целесообразности и эффективности.

Барьеры для участников закупок

Об инициативах в закупочной сфере скажем более подробно. В своих предложениях к ФАС эксперты «ОПОРЫ» обратили внимание на пять проблем, с которыми сталкиваются субъекты МСП, участвующие в тендерах, и в общих чертах наметили пути их решения. Одним из главных барьеров для доступа предпринимателей к госзаказу было названо укрупнение лотов, в результате которого контракт становится неподъемным по своему объему для большинства участников рынка. Так, в качестве примера была приведена закупка работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Республике Башкортостан.

Заказчик объединил в один лот работы на 54 объектах, расположенных в разных районах республики, а начальная (максимальная) цена контракта составила 5,23 млрд руб.

По мнению аналитиков «ОПОРЫ», необходимо выработать жесткие правила формирования лотов, предусматривающие обязательное их разделение при наличии такой возможности и превышении определенного размера НМЦК.

При этом они признают, что в некоторых отраслях и при закупках, связанных с крупными объектами, разделение лотов невозможно, однако подобные случаи должны быть четко определены.

Другой барьер для участия в госзаказе связан с упомянутой выше проблемой конкуренции с унитарными предприятиями, которые нередко назначаются единственными поставщиками госзаказа. В качестве примера был приведен обсуждавшийся в Минфине РФ проект централизации закупок почтовых услуг для нужд федеральных судов путем заключения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ единого контракта с ФГУП «Почта России». Представители «ОПОРЫ» выступили против такого решения. По их данным, «Почта России» и так обеспечивает 94% потребностей судебных органов и является монополистом в большинстве субъектов РФ. При этом негосударственные операторы почтовой связи (преимущественно субъекты МСП) оказывают услуги судам только в 21 регионе и получают контракты в результате конкурентных закупок, приводящих к снижению цены.

Оплату контрактов – на спецсчета

Еще одна проблема закупочной системы – это несвоевременная оплата госконтрактов. Представители «ОПОРЫ» констатировали, что, несмотря на принятые меры, она в ряде случаев сохраняется. Так, в качестве примера был приведен предприниматель, выигравший контракт на ремонт сельского дома культуры в Ярославской области. В августе прошлого года работы были завершены и приняты без претензий со стороны заказчика. Однако, несмотря на установленный в контракте 30-дневный срок оплаты, заказчик заплатил лишь 10%, а основная сумма оставалась невыплаченной по состоянию на февраль текущего года, что вынудило предпринимателя обратиться в суд. Муниципальный заказчик мотивировал неоплату проблемой межбюджетных отношений – ремонт проводился в рамках губернаторской программы, орган местного самоуправления должен был заплатить только 10%, а остальное – из областного бюджета. Между тем подобные ситуации приводят к парализации деятельности и банкротству предпринимателей, для которых невыплаченная сумма может оказаться очень значительной. Во избежание этого эксперты «ОПОРЫ» предлагают резервировать оплату по госзаказам на специальных счетах сразу после заключения контракта, что позволит производить ее без задержек.

Кроме того, представители «ОПОРЫ» предложили не включать в Реестр недобросовестных поставщиков тех предпринимателей, которые не имели намерений уклониться от заключения контракта. Речь идет о ситуации, когда предприниматель допустил техническую ошибку в своих предложениях и контракт не был заключен по этой причине. Были и такие случаи, когда контракт разрывался из-за того, что исполнитель не мог получить от заказчика необходимые для продления лицензии документы.

В письме «ОПОРЫ» в ФАС была упомянута и проблема инновационных закупок. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ был установлен перечень предприятий, обязанных осуществить закупку инновационной, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП.

По мнению экспертов «ОПОРЫ», это распоряжение на практике не исполняется, а главной причиной является отсутствие у предпринимателей возможностей встретиться с заказчиками и презентовать им свои инновационные разработки.

Не зная об этих разработках, заказчики часто не могут правильно сформировать тендерную документацию, так чтобы закупаемая продукция могла быть признана инновационной.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел