НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Такова их доля. Как госзаказчики выполняют норму по закупкам у малого бизнеса


В условиях кризиса Правительство РФ усилило работу над поиском различных мер обеспечения экономической стабильности. Одним из признаков современной стабильной экономики является развитый малый бизнес, производящий львиную долю валового внутреннего продукта – ВВП. В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства производят 21% российского ВВП и обеспечивают работой 25,6% всего занятого населения. К сожалению, эти показатели существенно ниже, чем в ряде развитых стран. В соответствии с решением, принятым на заседании Госсовета РФ в апреле текущего года, Министерство экономического развития разработало проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, призванной существенно повысить долю малого бизнеса в российской экономике.

Поддержка малого предпринимательства может осуществляться несколькими способами. Один из самых распространенных – предоставление различных налоговых льгот, для того чтобы снизить фискальную нагрузку.

Другой возможный метод поддержки – субсидирование банковской процентной ставки, что открывает доступ к сравнительно дешевым кредитам (очень актуальный вопрос для российского бизнеса).

Существует и ряд других направлений, но мы рассмотрим один: стимулирование спроса на товары (работы, услуги) малых предприятий. Создать дополнительный спрос можно путем введения для некоторых категорий заказчиков обязательного требования осуществлять определенную часть закупок у субъектов малого предпринимательства. Такой способ поддержки, в отличие от ряда других, не должен приводить к существенному снижению доходов или росту расходов бюджета, что особенно важно в нынешней непростой экономической ситуации. Кроме того, он должен помочь тем, кто реально работает, а не тем, кто использует льготы или субсидии для различных финансовых афер. Вместе с тем обязанность заключать контракт именно с малым предприятием может привести к росту расходов заказчика, который не сможет купить у более крупной компании, способной предложить лучшие условия.

Обязательная доля

Понятно, что первой категорией организаций, которые можно обязать делать часть своих закупок у малого бизнеса, являются органы власти и прочие госзаказчики, работающие по Закону № 44-ФЗ. В соответствии со ст. 30 данного закона, госзаказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства, а также социально-ориентированных некоммерческих организаций. При расчете этих 15% не учитываются закрытые тендеры, закупки у единственного поставщика, заказы в сфере обороны, безопасности, атомной энергетики и кредитования. Такие требования к госзаказчикам действуют давно, и они уже в основном к ним адаптировались. Многие заказчики покупают у малого бизнеса существенно больше необходимого минимума. Так, по словам руководителя Департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадия Дёгтева, за первые девять месяцев текущего года доля закупок столицы у малого бизнеса составила 25%. Однако и в сфере госзаказа далеко не все гладко. Так, в России до сих пор нет четкого механизма проверки принадлежности к малому предпринимательству, что открывает путь к злоупотреблениям как со стороны участников торгов, так и со стороны заказчиков. В этой связи остро стоит необходимость создания единого реестра малого бизнеса.

Вторая категория, на которую распространили обязательную долю, – это юридические лица, закупающие по Закону №223-ФЗ. В отличие от Закона о контрактной системе, в ФЗ-223 обязательная доля явно не прописана, а лишь указана возможность ее установления Правительством РФ. Однако соответствующее постановление правительства было принято лишь в конце прошлого года, а вступило в силу с середины нынешнего. В соответствии с этим документом, крупные юридические лица, работающие по ФЗ-223, должны осуществлять у малого бизнеса не менее 18% годового объема закупок (поскольку в этом году постановление работает с 1 июля, то требуется не 18, а 9%). Критерием крупности компании в 2015 году стала годовая выручка свыше 10 млрд руб., с 2016 года требование распространится и на компании с выручкой более 1 млрд руб. Таким образом, видна тенденция по расширению круга организаций, на которые распространяется требование об обязательной доле закупок у малого бизнеса.

Между тем далеко не все госкомпании довольны таким ограничением. Во-первых, малый бизнес может обеспечить поставки далеко не всех видов продукции, которая нужна заказчикам. Во-вторых, даже при заказе тех товаров, которые малый бизнес однозначно может поставлять, далеко не всегда выгодно отдавать ему контракт: крупная компания может поставлять большие объемы и давать скидки, что маленькой фирме не по плечу. В этой связи многие эксперты предупреждают, что все закончится созданием фиктивных малых предприятий, специально для того чтобы отдать им часть контрактов и формально выполнить требование законодательства. Отметим, что осенью текущего года была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, одной из задач которой станет контроль закупок крупных госкомпаний у малого бизнеса. Председателем совета директоров корпорации стал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, а генеральным директором – Александр Браверманн, ранее возглавлявший Фонд содействия развитию жилищного строительства.

Спорная инициатива

В сентябре текущего года была озвучена инициатива о дальнейшем расширении числа организаций, которые обяжут генерировать спрос на продукцию малого бизнеса. На этот раз обязанность осуществлять у него часть своих закупок хотят распространить на все крупные (в том числе частные) компании. Соответствующее предложение прозвучало из уст первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова в ходе юбилейного заседания коллегии Федеральной антимонопольной службы. По мнению вице премьера, необходимо обеспечить равный и прозрачный доступ малого бизнеса к ресурсам крупных компаний – как государственных, так и частных. Это должно принципиально улучшить систему поддержки малого предпринимательства даже в условиях дорогих кредитов. Пока инициатива не реализована и точные параметры не известны. Можно сказать, что обязательная доля может составлять 10% и более, а критерием отнесения частной компании к числу крупных может стать годовая выручка свыше 7 (или 10) млрд руб.

Озвученная инициатива была поддержана со стороны ФАС, но встрече на в штыки представителями крупного бизнеса. Во-первых, они высказывали те же возражения, что и госкомпании. Во вторых, не совсем понятно правовое основание для подобного ограничения для частного бизнеса; некоторые юристы усмотрели в нем даже нарушение Конституции РФ. Одно дело, когда государство, как собственник, определяет стратегию закупок подконтрольных ему компаний и может ставить некий приоритет выше, чем минимизация цены. Другое дело, когда речь идет о частном бизнесе, для которого главное – прибыль. Отметим, что когда вопрос о правовых основаниях подобного ограничения прав частного бизнеса был задан руководителю ФАС Игорю Артемьеву, он обосновал их законность решением задачи по обеспечению экономической безопасности. Это связано с тем, что экономики с развитым малым бизнесом более стабильны и устойчивы. Разумеется, такая трактовка экономической безопасности представляется далеко не бесспорной, но она существует и в случае принятия политического решения будет закреплена на законодательном уровне.

Таким образом, можно констатировать, что расширение доступа к закупкам признано одним из наиболее эффективных инструментов поддержки развития малого и среднего предпринимательства. Это значит, что строгость контроля закупок государственных (а затем, скорее всего, и частных) компаний у субъектов малого бизнеса будет возрастать.


Назад в раздел
ТеплоцентрстройМосинжпроектИНАМОЭК
МОСПРОМСТРОЙАКСИТЕХЛокоБанк