НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Госзаказ для маленьких. Предпринимателей зовут на конкурс


Одним из знаковых мероприятий в текущем году стал форум «Малый бизнес: Перезагрузка», который был организован «ОПОРОЙ РОССИИ» при поддержке компании «РТС-тендер». В форуме приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Однако, несмотря на все усилия по привлечению малого бизнеса к госзакупкам, многие предприниматели пока не готовы в них участвовать.

В ходе обсуждения вопроса инвестиционной привлекательности муниципалитетов вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Виктор Степанов обратил внимание на то, что одним из важных факторов развития малого бизнеса стали эффективные, прозрачные и честные муниципальные закупки.

– В связи с вступлением в силу ФЗ-44, в целом уровень компетентности и вовлеченности малого бизнеса в муниципальные закупки недостаточно высок, поэтому муниципальные заказчики и поставщики нуждаются в качественном, профессиональном обучении, – отметил Виктор Степанов. – При поддержке «ОПОРЫ РОССИИ» реализуется ряд проектов по бесплатному обучению участников сферы муниципального заказа. Это образование приносит свои плоды: заказчики обучаются тому, как правильно организовать эффективные и честные закупки, а некрупные поставщики получают возможность стать полноценными участниками этого процесса, расширить рынок сбыта своих товаров и услуг, развиваться.

Зачастую субъектам малого бизнеса не хватает свободных финансовых средств на гарантийное обеспечение заключения и исполнения контракта. Помочь в таком случае может сервис выдачи тендерных кредитов и банковских гарантий субъектам малого бизнеса на льготных условиях. Такие сервисы сегодня уже существуют, и надо только донести информацию о них до местных предпринимателей.

Одним из действенных инструментов повышения инвестиционной привлекательности является перевод различных процедур в электронный вид, например, процедур аренды имущества и земельных ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований. Это существенно упрощает работу муниципальных образований в данной сфере, способствует экономии бюджетных средств. Субъекты малого предпринимательства получают возможность участвовать в честных и прозрачных торгах и конкурсах, используя современные технологии электронного документооборота.

– Перечисленные меры позволяют повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования, поддержать местный малый бизнес, способствовать развитию экономики всего региона, – заключил Виктор Степанов.

В ходе дискуссии на пленарном заседании была затронута проблема отсутствия единых требований к отбору электронных торговых площадок и порядку их аккредитации, что затрудняет процесс регулирования и контроля их деятельности. Второй проблемой, в том числе затрудняющей доступ к закупкам для субъектов малого и среднего бизнеса, является непрозрачность процедур открытых торгов, проводимых в «бумажной» форме.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев поддержал идею унификации требований к операторам электронных площадок и порядка отбора таких операторов, а также перевод всех процедур открытых торгов в электронную форму. Глава ФАС предложил оставить по госзакупкам пять площадок, но при этом проводить каждые пять лет новую процедуру отбора. Также он обратил внимание на то, что необходимо переводить в электронную форму процедуры продаж государственной собственности, приватизации, банкротства и т.д.

Городские и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса предоставляют московским предпринимателям и организациям возможность получить государственные субсидии в размере до 5 млн руб. Для того чтобы стать претендентом на получение субсидии, малому бизнесу необходимо представить в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства заявку, а также пакет документов, состав которого зависит от типа субсидии. Решение о предоставлении средств принимается отраслевой комиссией.

Представители малого и среднего бизнеса смогут ознакомиться с электронными торговыми площадками, где проводятся городские тендеры, на ВДНХ в павильоне № 14 «Информационный город». Там, на объединенной «Бирже торгов» можно получить консультации по текущим закупочным процедурам и пройти обучение в сфере госзакупок. Таким образом, власти рассчитывают повысить долю малого и среднего бизнеса в общем объеме городского заказа.

Презентация проекта состоялась 27 ноября при участии вице-мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной, главы Департамента информационных технологий Артема Ермолаева и руководителя Департамента по конкурентной политике Геннадия Дёгтева. После 10 декабря все представители малого бизнеса смогут ознакомиться с ключевыми площадками для проведения торгов: ЭТП ММВБ, Сбербанк-АСТ, Единой электронной торговой площадкой, пообщаться с представителями инвестиционного портала и московского Портала поставщиков, на котором проводятся городские закупки малого объема. Также представители малого бизнеса могут пройти игровой курс «Школы успешного поставщика» и получить сертификат специалиста в сфере госзакупок от Московского государственного университета управления.

Но, несмотря на усилия властей по привлечению малого бизнеса к госзакупкам, многие предприниматели не готовы в них участвовать. Среди причин, которые их останавливают, – демпинг конкурентов на торгах, запутанная конкурсная документация, недоверие к системе и система штрафов и взысканий от госзаказчиков.

Так, по словам руководителя одной из компаний, работающей в сфере ЖКХ, Бориса Вашкова, подрядные организации в государственных закупках участвуют неохотно:

– На конкурсе у нас никто не участвовал. Они объясняют это тем, что цена асфальта у нас в смете сидит слишком дешевая. Дело в том, что смета составляется на основании программы, а там уже заложены виды работ и стоимость материалов. В то же время на битум и щебень цена выросла, а данные в программе не пересматривались, – объясняет Борис Вашков. – Да, там есть коэффициенты, которые пересматриваются ежегодно. Тем не менее цена асфальта в смете на сегодняшний день ниже рыночной цены. Дорожники, получается, должны работать себе в убыток, если только они заранее не подготовили материал или если у них имеется свой асфальтный завод и техника.

Гендиректор небольшого рекламного агентства Наталья Калинина говорит, что ее малое предприятие готово по участвовать в аукционе по печати и дизайну рекламной продукции. Но на сайте госзакупок указана общая сумма контракта (цена лота – около 10 млн руб.), а для малого бизнеса такая сумма очень велика. Разбить же этот лот на несколько заказчику сложно, да это и не в его интересах.

– Мы несколько раз предлагали «разбить» лоты – небольшой объем мы бы потянули, но организации, как правило, отказываются, – говорит Наталья Калинина.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
МоскапстройЭнергокомплексСаториГера
ДоркомэкспоШкола