НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва выходит на ведущие позиции


Уходящий год стал по многим параметрам переломным в процессе создания в Москве современной комфортной городской среды

Городские власти успешно решают задачу создания в городе благоустроенных комфортабельных общественных пространств, и 2018 год стал во многом рубежным, когда в характере городской среды произошли качественные изменения. Это было отмечено международными рейтинговыми агентствами и отечественными аналитиками.

Взгляд со стороны

В городе появляется новое жилье с ухоженными дворами, строятся новые поликлиники. Создаются парки, пешеходные зоны, обустраиваются новые набережные и общественные пространства. Прокладываются новые дороги, и вводится в строй столько станций метро, сколько прежде никогда не вводилось за всю более чем 80-летнюю историю метрополитена. Все эти изменения накапливаются постепенно и практически не заметны для тех, кто в городе живет постоянно. Позитивные перемены воспринимаются москвичами как само собой разумеющееся, зато дискомфорт, связанный со строительством инфраструктурных объектов или приведением в порядок общественных пространств, заметен и сразу бросается в глаза. И для того, чтобы ощутить подлинный масштаб благотворных перемен, произошедших в городе, требуется непредвзятый взгляд со стороны.

Такой непредвзятой оценкой привлекательности жизни в Москве стало мнение миллионов иностранных гостей, приехавших в этом году в российскую столицу на чемпионат мира по футболу.


Около 23,5 млн туристов посетило российскую столицу в 2018 году благодаря мундиалю.


Во многом благодаря мундиалю резко увеличился приток иностранных туристов в российскую столицу. В 2018 году Белокаменную посетило 23,5 млн туристов. Это на 9% больше, чем в прошлом году. К этому событию не только обновили Большую спортивную арену «Лужников», но и заметно расширили номерной фонд московских гостиниц. За три года, предшествующих чемпионату, было построено и введено в эксплуатацию более 50 гостиничных комплексов разных категорий.

Помимо «гласа народа» в лице болельщиков из разных стран мира высокую оценку Москве дали отечественные и международные эксперты. Москва вошла в десятку самых перспективных городов, а столичную агломерацию назвали второй по темпам развития на планете в глобальном рэнкинге агломераций. Нашу столицу включили в число семи самых «умных» городов, признали пятой среди инновационных мегаполисов и второй по степени доступности беспроводного интернета. Москва вошла в пятерку лидеров по комфортности проживания среди мегаполисов мира по результатам исследования международного рейтингового агентства PriceWaterhouse Coopers (PwC). А в рейтинге Boston Consulting Group (BSG) наш город вошел в число лидеров по показателю темпов повышения комфортности городской среды.

В исследовании Foreign Direct Investment Intelligence (FDI) Москва попала на первое место среди восточноевропейских городов будущего на 2018–2019 годы. Это значит, что столица сейчас наиболее привлекательна для инвесторов. В общеевропейском списке Москва оказалась на шестом месте. Наконец и внутри страны Москва получила в конце этого года звание самого инвестиционно привлекательного региона России. Все это стало результатом кропотливой работы и масштабных проектов, реализуемых в столице на протяжении последних восьми лет.

Московский метрополитен бьет рекорды

Москва – единственный город, в котором темпы развития дорожной сети выше темпов расширения застроенной территории. Транспортные проекты в Москве реализуются в кратчайшие сроки, их стоимость ниже стоимости мировых аналогов.

По темпу прироста протяженности улично-дорожной сети (0,8% в год) столица уступает лишь Шанхаю. А по интенсивности строительства со сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости мы находимся на пятом месте.

Одним из основных драйверов развития города стали невиданные прежде темпы строительства метро. Первопрестольная сегодня занимает третье место среди мегаполисов мира по плотности сети метрополитена и по темпам строительства новых участков метро. С 2011 года протяженность сети метро увеличилась на 50%, 34 района столицы получили шаговый доступ к станциям метро. И 2018 год не стал исключением, наоборот, в нынешнем году было введено в строй больше новых станций и линий метро, чем в предшествующие годы. В марте было запущено движение по первому участку Большой кольцевой линии – будущему второму кольцу Московского метрополитена. Второе метрокольцо должно соединить между собой станции на радиальных линиях, расположенные на удалении 5–8 км от существующей Кольцевой линии. Это позволит пассажирам из одного окраинного района города перемещаться в другой, не делая пересадку в центре или не используя для этого старую Кольцевую линию. Это будет самая длинная в мире кольцевая линия метро – 70 км и 31 станция. БКЛ обгонит по протяженности нынешнего лидера среди подземных колец – вторую кольцевую линию пекинского метро, длина которой составляет 57 км.

В полном объеме ее планируется запустить в 2023 году. Пока же функционирует участок от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк» с пятью станциями. Ввод в эксплуатацию нового участка столичной подземки обеспечил горожан новыми пересадками, за счет этого нагрузка на станцию метро «Динамо» снизилась на 14%. Здесь среднесуточный пассажиропоток сократился с 59 тыс. до 51 тыс. человек. Кроме того, на 7% разгрузилась «Полежаевская» – теперь ею ежедневно пользуются 50 тыс. человек вместо 54 тыс. Благодаря вводу первого участка БКЛ транспорт стал доступнее для жителей пяти районов Москвы: Пресненского, Хорошёво-Мнёвники, Хорошёвского, Бегового и Аэропорта, где живут более 480 тыс. человек.

В конце лета был введен в строй участок Калининско-Солнцевской линии от Раменок до Рассказовки протяженностью почти 15 км с семью станциями. Благодаря этому метро пришло в Солнцево и Новопеределкино, жителям которых впервые пообещали построить метро 30 лет назад.

Открытие самого большого числа новых станций за все время существования московского метро – не единственная сенсация, которую принес 2018 год в сферу общественного транспорта.

В сентябре уходящего года на улицы города впервые вышло более сотни электробусов. Сегодня общественный электротранспорт, не требующий контактной сети, курсирует по маршрутам автобуса № Т25 и троллейбуса № 36, 42, 73, 76, 83 по территории 22 районов города. Это экономичный низкопольный транспорт, оборудованный Wi-Fi и полностью приспособленный для использования маломобильными горожанами.

Дорожный бум

Уходящий год стал также рекордным и по темпам дорожного строительства. Всего за 2018 год в столице построили и реконструировали 127 км дорог. В этом году было завершено строительство основного хода Северо-Западной хорды протяженностью 70,9 км. Формальный запуск движения по трассе, проходящей от Дмитровского шоссе до Мичуринского проспекта, на всем ее протяжении должен состояться в 2019 году, когда будет запущено движение по балочному мосту через канал им. Москвы. В июле уходящего года было открыто движение по крупнейшему искусственному сооружению на Северо-Западной хорде – Крылатскому мосту, который соединяет улицы Крылатскую и Нижние Мнёвники. После проведенной реконструкции мост стал шире в два раза: у него появился дублер. В итоге автомобилистам стало проще пересекать Москву-реку в районе Гребного канала.

Другая хордовая магистраль – Северо-Восточная – к концу 2018 года готова на две трети. Там в этом году введены в строй участки от Косинской эстакады на МКАД до Открытого шоссе и от Дмитровского шоссе до новой скоростной платной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

В этом году было также принято решение о строительстве и подготовлен проект еще одной хордовой магистрали – Юго-Восточной хорды. Магистраль протяженностью 40 км начнут строить в конце 2019 года, она пройдет от станции «Нижегородская» Большой кольцевой линии к Третьему транспортному кольцу, а в перспективе будет продлена на территорию Новой Москвы.

К 2023 году, когда будут построены Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорда и Южная рокада, три хордовые и одна рокадная магистрали образуют новое полноценное транспортное кольцо протяженностью 133 км. Его длина больше, чем МКАД, и в три раза превзойдет протяженность Третьего транспортного кольца. При этом значительную часть нового хордового кольца составляют транспортные развязки – мосты, тоннели, эстакады, их запроектировано более 150.

Стоит сказать, что в 2018 году была построена самая длинная в Москве эстакада прямого хода. По ней можно проехать от платформы Плющево до эстакады-съезда с Перовской улицы на Северо-Восточную хорду.

Если вести речь о дорожном строительстве за пределами МКАД, то в этом году завершилась реконструкция Варшавского шоссе. На нем появилось по три-пять полос движения в каждую сторону. С трассы убрали все светофоры, благодаря чему ее пропускная способность выросла на треть. Скорость движения на магистрали увеличилась на 40–50%. Главным объектом участка стал шестиполосный транспортный тоннель на пересечении шоссе с Железнодорожной улицей.

На территории Новой Москвы была полностью завершена реконструкция Калужского шоссе – основной магистрали ТиНАО – от МКАД до ЦКАД. Кроме того, там построена дорога, соединяющая Киевское и Калужское шоссе, протяженностью 31 км, с девятью путепроводами и двумя тоннелями. Она стала дублером юго-западной части МКАД.

Жизненно важные программы для горожан

Нынешний год стал годом старта программы реновации. Более 10 тыс. москвичей сумели в этом году переехать из предназначенных под снос зданий в новостройки, переданные для реализации программы реновации из программы «Жилище».

За счет этого были освобождены 3700 квартир в 40 включенных в программу зданиях. Переезды идут в шести городских округах – Восточном, Северо-Восточном, Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Северном. В наступающем году по программе предусматривается ввести в строй 20 новых домов общей жилой площадью около 300 тыс. кв. м на 5,3 тыс. квартир. Всего городская программа реновации предусматривает расселение более 350 тыс. квартир. В программу включен 5171 дом.

В 2018 году завершилась реализация еще одной крупной программы в сфере благоустройства – «Моя улица». В результате был полностью благоустроен центр столицы – улицы, площади, магистрали и общественные пространства. В исторической части города были открыты десятки прогулочно-пешеходных зон.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков назвал результаты международных исследований признанием лидирующих позиций российской столицы в области позитивных перемен в повышении уровня комфорта городских территорий.

Начиная с 2011 года в Москве комплексно благоустроено 311 улиц общей протяженностью более 320 км. Общая площадь объектов улично-дорожной сети, охваченных благоустройством, составила почти две тыс. га.

Из-за чемпионата мира объем работ, выполненных в 2018 году, был заметно меньше, чем в предшествующие годы. В уходящем году благоустройство было выполнено на семи знаковых территориях: площади перед станцией метро «Улица 1905 года», пространстве перед главным входом на ВДНХ, историческом проходе к парку Горького со стороны Ленинского проспекта, Лесной улице и окружающей ее переулках, Кадашевской слободе и в квартале «Ивановская горка» с Большим и Малым Златоустинскими переулками.

Тем не менее в ходе проведенных в рамках «Моей улицы» в 2018 году работ было отремонтировано 264 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия и уложено 370 тыс. кв. м гранитной плитки на тротуарах пешеходных зон. Был заменен бордюрный камень суммарной протяженностью 130 км. Также были отремонтированы фасады более чем ста зданий и приведены в порядок 2,5 тыс. примыкающих к зоне благоустройства домов, где было обустроено 315 детских и спортивных площадок, установлено 1,6 тыс. опор освещения, высажено 800 деревьев и проложено 118 км кабельных коллекторов, куда убрали воз- душные линии.

Логическим продолжением программы благоустройства «Моя улица» станет программа «Мой район», реализация которой начнется в будущем году и охватит пространства за пределами центра столицы. Отличие ее от «Моей улицы» состоит также в том, что в ходе ее благоустройству подвергнутся не только улицы и прилегающие к ним территории, но и дворы в глубине кварталов, а также озелененные территории – парки, скверы и особо охраняемые природные зоны.

Благоустройство парков до сих пор было особым направлением в работе коммунальных служб столицы: с 2011 года в Москве были благоустроены или вновь созданы около 500 парков. Причем 370 из них составили новые небольшие парки, созданные внутри городских кварталов, на месте пустырей или запущенных зеленых территорий, так называемые парки по месту жительства. Таким образом, с каждым годом число обустроенных парков в Москве увеличивалось в среднем на 50 единиц. На протяжении нынешнего года в порядок были приведены 82 парка.

Еще одним свидетельством повышения комфортности проживания в российской столице стал рост средней продолжительности жизни москвича. С 2010 года этот показатель вырос на три с половиной года, и в 2018 году его величина достигла отметки 77, 9 года. Это уровень крупных городов развитых стран.



Назад в раздел
МОЭКИНАГеопроектизысканияМД-групп
ЦентрАбсолютШвабе