НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Драйверы развития экономики. О некоторых инновационных разработках 2017 года


Курс Правительства Москвы на господдержку развития высокотехнологических отраслей приносит все более ощутимые результаты. В прошлом году российская столица вышла на новый уровень использования инновационных разработок в самых разных секторах. Оценивая достигнутые результаты, Мэр города Сергей Собянин заявил, что «инновации стали драйвером развития экономики Москвы и являются основой будущего столичной экономики». Ниже мы расскажем о нескольких научно-технических разработках, процесс внедрения которых стартовал в 2017 году. Большинство из них было создано компаниями-резидентами московских технопарков.

Напомним, что процесс активного создания технопарков стартовал несколько лет назад. Если в 2014 году в Москве было 6 технопарков, то в 2017-м – уже 31; при этом количество компаний-резидентов выросло почти в 4 раза, а численность их сотрудников – более чем в 6 раз. Важнейшими стимулами роста стали предоставленные Правительством Москвы налоговые льготы и льготная ставка аренды, а также регулярно проходящие в городе сессии производителей, в ходе которых столичный высокотехнологический бизнес получает возможность представить свою продукцию ведущим городским заказчикам. Как показали итоги прошедшего года, эти меры уже начали приносить свои плоды. По словам руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Фурсина, благодаря инновациям Москва постепенно становится по-настоящему «умным» городом.

Под управлением искусственного интеллекта

Перейдем непосредственно к перечислению некоторых, наиболее заметных разработок прошлого года. Одним из самых ярких достижений недалекого будущего может стать появление беспилотного транспорта, тестирование которого началось в прошлом году. На территории столичного технопарка «Калибр» был создан целый полигон для испытания беспилотных автомобилей и автобусов. 400-метровая трасса полигона воспроизводит городскую среду: на ней есть автобусные остановки, дорожные знаки, разметка, участок с круговым движением и пешеходы, в роли которых выступают сотрудники технопарка; их распознаванию учится компьютер, управляющий транспортным средством. Роль глаз для компьютера выполняют камеры, снабженные соответствующими датчиками и связанные со спутниковой системой ГЛОНАСС или GPS.

Untitled-2.jpg

Одной из самых перспективных разработок, уже начавшей тестирование на полигоне, стал беспилотный электробус «Матрешка», управляемый искусственным интеллектом с возможностью самообучения. В соответствии со своим названием электробус может легко трансформироваться из небольшого автомобиля в микроавтобус вместимостью до 20 человек, который можно использовать и для перевозки грузов. В «Матрешке» установлены электродвигатель и аккумулятор, емкости которого хватит на 130 км пробега.

Недостатком данного транспортного средства является скорость: пока она не превышает 30 км/ч. Правда, появление подобных электробусов на московских улицах – дело не самого ближайшего будущего: в России еще не принят закон, разрешающий использование беспилотного транспорта; между тем разработка такого правового акта уже началась. По оценкам экспертов, развитие беспилотного транспорта приведет к созданию новой отрасли промышленности через 10–15 лет.

Бесперебойная связь

Информационные технологии и связь традиционно относят к числу самых перспективных для инноваций секторов экономики. Одна из ключевых проблем в работе систем связи – это возможность сбоя из-за нарушений в работе электросети. Помимо прочих неудобств сбой может привести к потере информации, а в некоторых случаях – и к повреждению дорогостоящего оборудования. Решением проблемы может стать использование источников бес перебойного электроснабжения, разрабатываемых в московском технопарке «Связь инжиниринг». Данная продукция уже нашла применение в аэропортах, центрах продажи билетов, использовалась российскими стадионами во время проведения Кубка конфедераций в 2017 году.

Screenshot_1.jpg

А недавно созданная в Российском университете дружбы народов – РУДН лаборатория опережающих исследований сетей 5G и интернета вещей продемонстрировала разработки, направленные на повышение качества сотовой связи. Один из проектов лаборатории основан на технологии сенсорных сетей, обеспечивающей бесперебойную связь в труднодоступных местах. Другая интересная разработка РУДН – беспилотный летательный аппарат октокоптер, который поможет обеспечить дополнительный канал сотовой связи в местах массового скопления людей (например, на праздничных мероприятиях), где базовые станции зачастую перегружены и не справляются с чрезмерным количеством звонков. Данные разработки вызвали интерес у представителей Правительства Москвы, которые обещали РУДН оказать поддержку в развитии лаборатории.

Высокие технологии всем отраслям

Между тем внедрение инновационных технологий, конечно, не ограничивается транспортом и связью, а используется практически во всех отраслях городской экономики.

В качестве примера в секторе жилищно-коммунального хозяйства – ЖКХ можно упомянуть решение городской компании «Мосводоканал», которая в 2017 году внедрила на одной из своих канализационно-насосных станций тепловые насосы одной из российских технологических компаний. Закупленное оборудование преобразует тепло грунта, сточных вод и воздушных потоков в тепло, используемое для обогрева помещений, что позволяет существенно экономить средства, расходуемые на отопление.

Untitled-1.jpg

Осенью прошлого года в Москве были протестированы так называемые «умные браслеты» для сотрудников столичной пожарной охраны и спасательных отрядов. Прибор содержит ГЛОНАСС/GPS-приемник, имеет радиус действия 3 км (за счет ретрансляторов его можно значительно увеличить) и может работать при температурах от -30 до +55 градусов. Браслет выполняет сразу несколько функций: позволяет отслеживать местоположение и самочувствие сотрудника, а также обмениваться сигналами. Так, например, командир отряда может предупредить своих подчиненных о приближении к опасному участку; в случае чрезвычайного происшествия пожарник или спасатель может дать сигнал тревоги, а если он 30 секунд не двигался, то прибор даст такой сигнал автоматически. В 2017 году «умные браслеты» поступили на вооружение пожарно-спасательного центра в Зеленограде.

В заключение упомянем открытие фабрики по производству ортопедической обуви, состоявшееся осенью 2017 года на территории технополиса «Москва». Фабрика специализируется на производстве обуви для людей со сложными деформациями стопы и другими заболеваниями опорно-двигательной системы, а также специальной анатомической обуви для детей и для лиц пожилого возраста. В своей работе фабрика использует целый ряд новых технологий – оригинальное оборудование, 3D-технологии, QR-кодирование продукции, идущее на смену привычным штрихкодам и т.д.

Согласно прогнозам через два года объем производства должен составить 220 тыс. пар обуви в год. Вот далеко не полный перечень инновационных разработок, внедрение которых в различные отрасли городской экономики стартовало в 2017 году. Будем надеяться, что в 2018 году их станет еще больше.

Текст: Владимир Лагутин

Фото: Евгений Самарин, Денис Гришкин (пресс-служба Мэра и Правительства Москвы)



Назад в раздел
МОЭКМОЭСКЭнергокомплексОЭК
АКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙВКСбербанк