НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Масштабная работа


123.jpg

Электросетевой комплекс Москвы первым в стране станет полностью цифровым

Москва станет первым субъектом Российской Федерации, перешедшим на полную цифровизацию электросетевого комплекса уже в 2023 году. Масштабную работу в данном направлении ведет ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» (с июня этого года работает под брендом «Россети Московский регион»). О том, как повлияет внедрение цифровых технологий на деятельность энергетиков, что еще делается для повышения надежности и качества электроснабжения потребителей столицы, корреспондент «МТ» обсудил с первым заместителем генерального директора – главным инженером компании ДМИТРИЕМ ГВОЗДЕВЫМ.

– Дмитрий Борисович, с прошлого года цифровизация электросетевого комплекса компании входит в число главных целей. Какие ключевые изменения ждут энергетиков и потребителей в связи с активным переходом на цифровые технологии?

– Наша компания сохраняет лидерство в сфере реализации проектов, направленных на модернизацию, а с 2018 года и на цифровую трансформацию электросетевого комплекса. За последние пять лет при участии Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина и Комплекса городского хозяйства были открыты сразу несколько новых современных питающих центров. В частности, в 2014 году – подстанция 220 кВ «Бабушкин» (СВАО); в 2016 году – подстанция 220/20/10 кВ «Кожевническая» (ЦАО и ЮАО); в 2018 году – ПС 220/20/10 «Белорусская» (ЦАО и САО). Также в прошлом году была введена в эксплуатацию первая в Московском регионе цифровая подстанция 110 кВ «Медведевская». Активно внедряется проект «Цифровой электромонтер», в рамках которого мобильные бригады компании будут оснащены мобильными устройствами с установленным специальным программным обеспечением. Применение цифровых технологий позволяет не только улучшить наблюдаемость сети и минимизировать риски возникновения аварий, повысить безопасность труда персонала, но и дает энергетикам уникальную возможность заблаговременно прогнозировать возможные технологические нарушения, не допуская их развития. В рамках проводимой работы была создана детализированная база данных энергооборудования компании. Теперь мы учитываем не только статистику по отказам в работе оборудования, но и видим эффекты от воздействия на него (модернизация, ремонт, техническое обслуживание и т.д.). Это позволяет перейти на рискориентированный подход в управлении производственными активами.

Работа по цифровой трансформации электросетевого комплекса будет продолжена и должна быть завершена до конца 2023 года. При этом уже к концу текущего года цифровые электромонтеры появятся во всех филиалах компании.

– За последние пять лет компанией был достигнут реальный прорыв в производственной деятельности, касающейся передачи и распределения электроэнергии. Назовите, пожалуйста, конкретные цифры.

– Основной вид деятельности нашей компании – энергоснабжение более 20 млн потребителей и технологическое присоединение к сетям. Только в Москве это 134 высоковольтные подстанции мощностью 24,9 тыс. МВА; 17 тыс. трансформаторных подстанций мощностью 20 тыс. МВА; 70,7 тыс. км линий электропередачи, из которых 93% – кабельные линии. Компания традиционно демонстрирует высокие показатели по надежности и качеству электроснабжения потребителей. Если обратиться к языку цифр, то за последние 5 лет аварийность снижена на 12,8%.

Более чем в 2 раза, на 54%, удалось снизить среднюю длительность перерывов электроснабжения потребителей в сети напряжением 6–220 кВ из-за аварий, а количество технологических нарушений за этот же период сократилось на 15%. Начиная с 2013 года компания построила в Москве свыше 78 км новых линий электропередачи и ввела 1260 МВА мощности, создав тем самым резерв мощности 8846,4 МВА (в 2013 г. – 1900 МВА). В 2018 году в Москве завершено создание кольца надежности из объектов генерации и подстанций классом 220 кВ для обеспечения надежности электроснабжения потребителей и подключения новых объектов.

Впечатляющие результаты «Россети Московский регион» показала по уровню потерь электрической энергии в сетях компании по Москве. За последние пять лет потери снижены на 19%, или на 793 млн кВт·ч, экономический эффект от их снижения для компании составил 1,6 млрд руб. Большая работа коллективом компании при поддержке Комплекса городского хозяйства проведена в части улучшения качества и повышения надежности электроснабжения жителей ТиНАО.

– Расскажите подробнее о том, что изменилось для потребителей, проживающих на территории ТиНАО за последние несколько лет.

– За пять с лишним лет объем управления электросетевой инфраструктурой филиала «Новая Москва» увеличился вдвое и насчитывает в настоящее время 69 762 условные единицы электрооборудования. Введено в основные фонды более 3000 км линий электропередачи и 670 трансформаторных подстанций, а суммарная трансформаторная мощность возросла на четверть, до 2226 МВА. В темпе активной застройки в Троицком и Новомосковском административных округах росло и количество присоединяемых объектов к электросетям компании. За пять лет клиентам в Новой Москве выдано более 390 МВт мощности.

В 2018 году энергетики филиала «Новая Москва» полностью завершили работы по замене устаревшего «голого» провода на современный самонесущий изолированный провод (СИП) на воздушных линиях 0,4–10 кВ в ТиНАО. Линии электропередачи были обновлены в 100%-ном объеме – это 2227 км проводов. Благодаря чему удалось существенно снизить аварийность: на 37% по сравнению с 2014 годом. Кроме того, в настоящий момент на территории ТиНАО ведется строительство подстанции 220/110/20/10 кВ «Хованская», которая станет самым крупным питающим центром в Троицком и Новомосковском административных округах.

Завершение строительства и запуск в эксплуатацию энергообъекта запланированы на 2019 год. После ввода в работу подстанции прирост мощности составит почти 50%, что даст мощный импульс развитию присоединенных территорий.

Мы отлично понимаем, что ТиНАО и впредь будет оставаться индикатором, на который смотрит Правительство Москвы. Непрерывно инвестируем в повышение надежности электроснабжения потребителей. Убежден, по итогам 2019 года показатели Новой Москвы станут еще лучше.

– Компании удалось максимально упростить процедуру технологического присоединения (ТП). В чем стало легче и проще?

– За последние годы компания совершила значимый для энергетиков рывок в сфере повышения доступности для потребителей услуги технологического присоединения. Если в 2012 году заявителю, желающему присоединиться к сетям МОЭСК, приходилось пройти 12 этапов, то в 2019 году их количество сократилось до нуля. Доля заявок, поданных через «Личный кабинет» на сайте компании, достигла 80%.

Сокращен срок технологического присоединения объекта заявителя с 281 до 39 дней. Стоимость присоединения снижена с 3,5 млн руб. до 23 тыс. руб. (в 152 раза). Как результат, по итогам рейтинга Всемирного банка Doing Business, благодаря проведенным реформам в области технологического присоединения по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Россия вошла в десятку стран-лидеров, поднявшись с последнего 184-го места (Doing Business – 2013) на 10-е место (Doing Business – 2018). Кроме того, команда

Всемирного Банка в рамках работы по формированию рейтинга Doing Business признала комплекс реформ по повышению доступности энергетической инфраструктуры, проводимый в России, одним из лучших в мире.

– Какие задачи на ближайшую перспективу ставит перед собой руководство компании?

– Один из важнейших показателей в работе компании – безаварийность электрических сетей. В данный момент идет подготовка к прохождению осенне-зимнего периода, качественно и в срок реализуется ремонтная программа. Особый акцент будет сделан на конкретных направлениях: замене выключателей, изоляции, грозотроса и интенсивной замене устаревших «голых» проводов на самонесущие изолированные в распределительной сети. Важно подчеркнуть, что в Московском регионе в течение осенне-зимнего периода 2018/2019 годов не было допущено массовых отключений, несмотря на сложные погодные условия.

По-прежнему на особом контроле будет находиться реализация цифровых проектов не только в части улучшения технической составляющей, но и совершенствования взаимодействия с клиентами. В частности, планируется внедрение соответствующего мобильного приложения, которое позволит предоставлять целый комплекс услуг по одному клику.

Чтобы обеспечить дальнейшее развитие, мы должны искать новые точки роста. Именно поэтому ставим цель осуществить переход от электросетевой компании к компании услуг электроснабжения. Перечень оказываемых компанией услуг будет существенно расширен: от консультирования до обслуживания электроустановок потребителей, услуг в области энергосбережения и энергоэффективности. Мы стремимся к тому, чтобы услуги перестали быть дополнительным видом деятельности, а стали таким же важным по значимости направлением, как передача электроэнергии и техприсоединение. Успешная комплексная реализация озвученных задач позволит компании «Россети Московский регион» и впредь оставаться одной из самых надежных и современных электросетевых компаний страны, крепким звеном в комплексе городского хозяйства Москвы.

145.jpg

Первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «МОЭСК» ДМИТРИЙ ГВОЗДЕВ

Фото: пресс-служба ПАО «МОЭСК» («Россети Московский регион»)



Назад в раздел
ОЭКГераМОЭКГеопроектизыскания
РоссийскийКоминвест-АКМТДоркомэкспо