НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Город наших районов и наших улиц


1.jpg

Московские программы комплексного благоустройства территорий мегаполиса не имеют аналогов в мире

Когда десять лет назад новая городская управленческая команда во главе с Мэром Москвы Сергеем Собяниным озвучила свою философию развития столицы – «Город, удобный для жизни», у многих это вызвало определенный скепсис. Мегаполис и комфортность проживания в нем во всем мире считались, как говаривал классик, вещами несовместными. Российская столица решительно взялась опровергать стереотипы.

Крупнейший мегаполис мира (по площади территории находится на седьмом месте, занимая 5,7 тыс. кв. км), Москва действительно становится городом для человека – уютным, красивым, светлым, зеленым, комфортным. После состоявшегося в прошлом году в России чемпионата мира по футболу, большая часть матчей которого проходила в нашем городе, социальные сети были переполнены восторженными словами о российской столице, написанными на разных языках в разных концах планеты.

С этого неоспоримого факта: Москва по праву считается сегодня одним из красивейших, комфортных и динамично развивающихся мегаполисов мира – и планировалось начать интервью с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Петром Павловичем БИРЮКОВЫМ. Ведь все удивительные московские метаморфозы по определению связаны с эффективной работой комплекса, который он возглавляет. Однако Петр Павлович по-другому расставил акценты в нашей беседе.

– Для меня, как для профессионала, самым главным результатом работы комплекса является тот факт, что на протяжении последних десяти лет Москва является городом без аварий.

Это означает, что в достаточно короткие сроки была создана структура, обеспечивающая гарантированную жизнеспособность мегаполиса при любых погодных условиях. Благодаря внедрению новейших управленческих методов, применению инновационных технологий и оборудования модернизирована большая часть инженерной инфраструктуры, появился достаточный запас энергетических мощностей и российская столица стала не только одним из самых комфортных, но и безопасных городов мира.

Москва – огромный мегаполис, который с каждым годом становится все больше: увеличивается количество жителей, строятся новые дома, дороги. Каждый год мы встречаемся с новыми вызовами, реагируем на них и продолжаем работать на поддержание надежной и бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения города.

В 2012 году Правительством Москвы была принята программа «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение».

Мы добились того, что за десять лет износ инженерно-коммунальных сетей в Москве снижен в среднем на 2%, притом что в целом по стране он продолжает расти на 4,7%.

Существующие резервы мощности (в теплоснабжении – 54%, 17% – в электроснабжении и 34% – в газоснабжении) позволяют стабильно и бесперебойно снабжать потребителей энергоресурсами, а также полностью соответствовать потребностям перспективных городских программ и инфраструктурных проектов.

Созданная система мобильных аварийно-восстановительных резервов обеспечивает в случае возникновения нештатных ситуаций сокращение времени на реагирование, устранение технологических нарушений и проведение ремонтных работ без отключений потребителей.

Запущен процесс улучшения водоподготовки (имеется в виду создание мультибарьерной технологии или дополнение классической технологической схемы инновационными методами) озонированием в сочетании с сорбцией на активированных углях. С использованием новых технологий сегодня подготавливается половина всей необходимой городу воды.

В 2019 году завершается проектирование озоносорбционных сооружений на Западной станции водоподготовки суммарной мощностью 500,0 тыс. куб. м в сутки. После их ввода в эксплуатацию в 2023 году объем воды, обрабатываемой по новым технологиям, составит более 70%.

В системе городского водоотведения остается актуальным вопрос восстановления изношенных канализационных сетей. Но и с этой проблемой настойчиво работаем: только за 2018 год восстановлено более 43 км канализационных сетей.

Продолжается также ликвидация мест подтопления проезжей части дорог. В 2019 году на контроле остаются точки возможного скопления воды, это порядка 80 адресов, на которых в период выпадения интенсивных осадков устанавливается специализированная откачивающая техника для принятия оперативных мер по ликвидации подтоплений. Напомню, что еще каких-то 6–7 лет назад эта цифра составляла более двух сотен.

К 2018 году полностью реконструированы все газораспределительные сети высокого и среднего давления. Аварийность системы газоснабжения города полностью ликвидирована.

Сегодня Москва обладает самым большим в России коммунальным комплексом и активно занимается созданием комфортной и «умной» инфраструктуры жизнеобеспечения города. Москвичи и гости столицы, рассуждая о сегодняшней красивой и интересной Москве, на моменты, о которых я говорил, конечно, вряд ли обратят внимание, но для нас, профессионалов, понятие «безопасный город» – главный ориентир в нашей работе.

– Но на один аспект понятия «безопасный город» москвичи тоже обратили внимание – уж очень он хорошо визуализирован: я имею в виду городское освещение и архитектурно-художественную подсветку.

– Да, это правда. За три года в городе установлено около 50 000 осветительных приборов, их число достигло 585 000 штук. Около 200 объектов ежегодно оборудуются архитектурно-художественной подсветкой, которая действительно преобразила город, эффектно подчеркнув его архитектурные шедевры. Замечу, что сегодня все программы благоустройства городских пространств и парковых территорий предусматривают устройство качественного современного энергоэффективного освещения. Новые фонари и уличные торшеры со светодиодными светильниками не только создают уют и комфорт в общественных пространствах, но и обеспечивают дополнительную безопасность в вечернее и ночное время.

Во многих парках, где проводятся работы по благоустройству, устанавливаются камеры видеонаблюдения, что также способствует безопасности горожан. Приведу последний пример. В настоящее время идут работы по созданию велопешеходной связи жилых комплексов с новой станцией метро «Филатов луг». Дорога проходит через лесопарк. Для того, чтобы пешеходы и велосипедисты чувствовали себя там спокойно, устанавливаются не только камеры видеонаблюдения, но и тревожные кнопки.

– В понятии «безопасный город» есть составляющая, на которую, говоря о качестве жизни, москвичи обращают все большее и большее внимание, – экологическая составляющая.

– Действительно, одна из приоритетных задач Москвы, как и любого другого мегаполиса, – снижение загрязнения окружающей среды. Из 14 принятых государственных городских программ семь являются экологоориентированными, имеют экологические целевые показатели. Сегодня уже можно констатировать, что в результате принятых мер загрязнение природных сред существенно снизилось и в целом не превышает нормативных значений.

С 2010 по 2018 год суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизился почти на 22% (с одного миллиона тонн до 780 тыс. тонн). Это стало возможным благодаря системным мерам в области транспортной политики и модернизации промышленных предприятий.

- С экологической темой тесно связана такая проблема любого большого города, как сбор и переработка мусора. Впрочем, в нашей стране она остро стоит в любом населенном – от небольших поселков до городов-миллионников. А для Москвы это проблема.

– Вы же сами сказали, что во всем мире большие города сталкиваются с этим вопросом. Однако мы давно и последовательно занимаемся «мусорным» аспектом. Хочу напомнить, что Правительством Москвы на протяжении многих лет последовательно реализуются решения, направленные на развитие системы раздельного накопления отходов.

С 2013 года был подписан ряд долгосрочных государственных контрактов на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающих в том числе обязательства по отбору и созданию пунктов раздельного накопления вторичных материальных ресурсов. Суммарно в столице существует более пяти тыс. различных пунктов раздельного накопления отходов. А в общественных пространствах размещены 1000 контейнеров типа «колокол» для раздельного сбора пластика и стекла. В жилых массивах переход на двухконтейнерную систему сбора отходов завершится до конца 2019 года. Транспортирование емкостей для накопления полезных компонентов будет осуществляться отдельными мусоровозами исключительно на объекты обработки «полезного» мусора, имеющие необходимую разрешительную и природоохранную документацию.

Дооснащение жилых массивов вторым контейнером проходит за счет средств операторов в рамках финансирования, определенного государственным контрактом. Москвичи часто спрашивают, сколько будет стоить вывоз мусора в Москве, предусмотрены ли социальные льготы. Волноваться по этому поводу уж точно не стоит. На протяжении первого этапа реализации мероприятий по раздельному сбору мусора, который стартует в столице уже 1 января 2020 года, плата для москвичей за вывоз отходов повышаться не будет. Отмечу, что Правительство Москвы уже не первый год субсидирует плату за вывоз мусора и отказываться от этой практики не намеревается. Все льготы, предусмотренные действующим законодательством и предоставляемые Правительством Москвы, безусловно, будут сохранены.

– Петр Павлович, позвольте все-таки вернуться к первому вопросу «Московских торгов» – о новой философии развития Москвы, о том, что городская программа комплексного благоустройства территорий мегаполиса не имеет аналогов: ни в одной столице мира не выполнялось такого объема работ в столь сжатые сроки…

– Новая философия Москвы предполагает приоритет общественным пространствам и пешеходам, упорядоченный транспорт и комфортную городскую среду. От улицы для автомобиля мы перешли к улице для человека; от улицы как транспортного пространства – к улице как пространству общественному, обозначив его основные качества – комфорт, узнаваемость, дополнительное освещение, расширенные тротуары, упорядоченные парковки, новый дизайн покрытий, малые архитектурные формы. Это есть во многих столицах мира. Наше отличие в том, что все работы проводятся комплексно, системно – в рамках городских программ «Мой двор», «Моя улица», а теперь еще и «Мой район».

В это трудно было поверить с десяток лет назад, но благоустройство столицы изменило даже поведение горожан: каждый третий москвич стал заниматься спортом, жители нашего мегаполиса стали в 10 раз чаще ходить на фестивали, в 3,5 раза – в парки, в 23 раза – пользоваться велопрокатом.

Площадь парков от общей площади города стала больше, чем в Лондоне и Нью-Йорке, протяженность пешеходных зон с 2011 года выросла в пять раз. Только представьте, если в 2010 году в городе была только одна пешеходная зона – Арбат, то сегодня их уже 350 (в том числе 253 объекта – в исторической части города) протяженностью более 320 км, общей площадью более 1960 га. Значительно увеличилось и количество организованных парковых территорий: если в 2010 году их было около 130, то в 2019-м – уже более 650 площадью более 15 900 га.

Мы превращаем наш город в подлинно комфортное для его жителей пространство.

– Совсем недавно мы говорили, что «Моя улица» – крупнейший проект благоустройства в современной истории Москвы. Новый столичный проект «Мой район» еще масштабнее?

– Благодаря программе «Моя улица» новый вид обрели 350 улиц и общественных пространств. За несколько лет мы привели на них в порядок дороги и тротуары, убрали под землю провода, отремонтировали фасады зданий, высадили кустарники и деревья. В центральной части Москвы мы создали каркас благоустроенных улиц, к которым уже будут добавляться только оставшиеся небольшие улочки и переулки, например, в районе Арбата, Остоженки, Рождественки.

В 2019 году стартовала программа «Мой район». Ухоженный, комфортный город, в котором каждый район имеет свое собственное неповторимое лицо, – такой должна стать Москва в результате ее реализации. Проекты благоустройства в рамках программы разрабатываются для каждого района с учетом его исторических особенностей. Как сказал Мэр Москвы Сергей Собянин на Московском урбанистическом форуме, для каждого района будет составлен свой мастер-план по развитию.

2.jpg

«Мой район» – не аналог «Моей улицы»: это более емкая комплексная программа. Впервые реализуется проект, который консолидирует все направления городского развития в территориальном разрезе, – это и транспорт, и здравоохранение, и образование, и культура, и благоустройство. Словом, это комплексная работа по формированию в каждом районе комфортной и уютной, интересной и дружелюбной социокультурной среды, объединяющей людей. Благоустройство районов, которое проводится уже много лет, теперь стало не точечным, а комплексным. И самое главное: программа «Мой район» направлена на создание единого высокого стандарта качества жизни для всех москвичей.

– То есть она, охватывая территорию от Кремля до самых городских окраин, станет заметным шагом к достижению цели, которую в последние годы активно декларирует московская власть, – к полицентричности развития города?

– Согласно исследованиям, большинство жителей так называемых «спальников» предпочитают проводить свободное время в своем районе. В центр они направляются, чтобы пойти в театр, кинотеатр, в парк. Благодаря новой стратегии развития Москвы такие точки притяжения появятся и за пределами центра города. Именно создание равных возможностей и равного комфорта для всех горожан независимо от района проживания – сегодняшняя цель городских властей.

В этом году Комплексом городского хозяйства Москвы реализуется самая большая программа благоустройства за всю историю столицы. Это более 1100 улиц по всему городу, включая спальные районы, 160 парков и скверов, более 4000 дворов, транспортные объекты. Только количество уложенного асфальта в этом году превысит 35% от показателей прошлого года.

3.jpg

- Хотя программа «Мой район» стартовала только в этом году, очевидно, уже есть примеры, как она работает...

– Возьмем, к примеру, большой район Дорогомилово. В этом году здесь благоустраивают почти два десятка улиц, в том числе такие знаковые объекты, как Смоленская площадь и площадь Киевского вокзала.

В нескольких районах работа с улицами сочетается с обустройством парков и территорий, прилегающих к новым станциям метро, МЦК и МЦД. Например, на севере Москвы ведутся работы по благоустройству территорий возле ТПУ «Ховрино» и метро «Беломорская». Здешний парк «Дружба» также не остался без внимания.

Или возьмем один из старейших районов столицы – Лефортово. В этом году там открываются две станции Большой кольцевой линии метро – «Лефортово» и «Авиамоторная».

В рамках работ по их интеграции со станцией МЦК «Андроновка» будет выполнено благоустройство прилегающих территорий – улиц Авиамоторная, Красноказарменная, Лапина, 1-й Краснокурсантский проезд. Плюс территория около ДК «Компрессор», сквер имени Калинина, «Новый сквер» недалеко от платформы Новая.

Самый грандиозный, можно сказать, межрайонный, проект в рамках программы – дальнейшее комплексное приведение в порядок набережных, создание так называемого «Водного актива Москвы», который превратит территории возле Москвы-реки в комфортные зоны отдыха.

– Окраинный район Капотня оказался в числе первых объектов программы «Мой район» в силу чего?

– Для большинства москвичей район ассоциируется с расположенным здесь НПЗ. Но Капотня – это прежде всего более 32 тыс. жителей, которые имеют право на качественную среду для жизни. Именно поэтому эту территорию программа «Мой район» охватила одной из первых.

В Капотне жилая застройка соседствует с крупнейшим промышленным предприятием Москвы – нефтеперерабатывающим заводом, что определяет многие проблемы этого района. Существующая застройка сложилась преимущественно в 50–70-е годы прошлого века. До начала благоустройства район в принципе выглядел неприглядно: разбитые грузовыми автомобилями дороги, узкие тротуары, устаревшие лестничные спуски, недостаточное освещение. Берег Москвы-реки в Капотне местами заболочен, захламлен валежником и ветровалом. Значительно изношены инженерные коммуникации, в связи с чем еще до начала благоустройства была проведена реконструкция водопроводных и канализационных сетей.

Проект комплексного благоустройства Капотни был разработан с учетом многочисленных пожеланий местных жителей. Он охватывает берег Москвы-реки протяженностью более 2 км, улицу Капотня, 1-й и 2-й Капотнинские проезды, Проектируемый проезд 5217. Общая площадь благоустройства составляет более 200 га. Наиболее масштабные работы развернутся на берегу реки, где планируется создать новый парк с пешеходной набережной. Они станут естественным продолжением ранее благоустроенного парка 850-летия Москвы в Марьине. Общая длина единого велопешеходного маршрута вдоль левого берега Москвы-реки от МКАДа до крайней точки парка 850-летия Москвы составит около 10 км.

4.jpg

Работы по комплексному благоустройству Капотни начаты в апреле, а завершить их планируется до конца года. Кроме того, с 2011 года реализуется масштабная программа комплексной реконструкции и модернизации Московского НПЗ, которая уже позволила снизить негативное воздействие на окружающую среду на 50%.

– О какой бы территории благоустройства Вы ни говорили, обязательно прозвучит: парк, сквер. Есть ли в Москве специальная городская акция по увеличению зеленого массива столицы?

– Конечно! Одна из особенностей московского благоустройства – возвращение деревьев в ландшафт мегаполиса. Невозможно представить красивые и уютные городские улицы и площади без деревьев, кустарников и цветов. Они играют огромную роль в экологии города – очищают воздух, защищают от уличного шума и дорожной пыли.

Все московские проекты благоустройства предусматривают обязательное озеленение. Это и газоны, и цветники, но прежде всего – деревья и кустарники. Только в этом году на благоустроенных территориях и в парках планируется высадить почти 11 тыс. деревьев, 200 тыс. кустарников. Они подбирались для каждой улицы с учетом общей концепции благоустройства, а также декоративности растений в разное время года. Все это не исключает, конечно, бережного отношения к уже имеющимся деревьям и кустарникам. В рамках работ по благоустройству мы их обязательно сохраняем и органично вписываем в новые проекты.

С осени 2013 года в городе реализуется масштабная акция «Миллион деревьев» – это, по сути, дополнительное озеленение города с учетом пожеланий исключительно жителей столицы.

Всего с 2013 года по весенний период 2019-го в рамках этой акции высажено более 2,5 млн деревьев и кустарников. Так что, как видите, название акции получилось условным. А с апреля текущего года у жителей Москвы появилась возможность высадить дерево в одном из парков города в честь рождения ребенка в семье. Новый проект Правительства Москвы получил название «Наше дерево». Красивая, согласитесь, идея.

– Москва традиционно занимает лидирующие позиции в реализации региональных программ капитального ремонта в России. Что представляет собой столичная программа? Каких результатов удалось достичь за это время?

– Московская программа капитального ремонта стартовала в 2015 году. Это один из самых масштабных проектов модернизации жилья в России. В программу включено почти 28 тыс. домов общей площадью 248,83 млн кв. м, в которых запланированы ремонт 355 тыс. инженерных систем и конструктивных элементов зданий, замена 112 тыс. лифтов. На сегодняшний день проведены работы в более чем 6 тыс. многоквартирных домов (каждый четвертый дом программы), заменено свыше 13 тыс. лифтов. Всего с 2011 года в Москве заменено свыше 32 тыс. лифтов.

С 2018 года город перешел к плановой замене лифтов сразу в год истечения срока эксплуатации, без продления срока их службы. Также в 2018 году в перечень работ, выполняемых в рамках программы, был включен капитальный ремонт подъездов. В этом году планируется капитально отремонтировать 4500 подъездов.

– Ремонт – это всегда множество проблем даже в масштабах одной квартиры. А тут четверть миллиарда квадратных метров! Хорошо, что москвичам есть куда быстро и эффективно пожаловаться, если что-то пошло не так. Проверено на собственном опыте: даже угроза написать на портал «Наш город» решает многие жилищно-коммунальные проблемы. Это действительно эффективное средство обратной связи между городом и жителями столицы. Москвичам портал помогает, а чем он полезен в Вашей работе?

– Контролируя состояние инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборки, благоустройство территорий и многое другое, население помогает органам исполнительной власти города Москвы своевременно устранять возникшие сбои.

В Комплексе городского хозяйства еженедельно проводятся оперативные совещания по работе с обращениями на портал «Наш город». На них детально рассматриваются вопросы качества выполнения работ, которые вызвали негативную оценку москвичей, даются поручения по своевременному устранению выявленных недостатков.

Но хочу отметить, что большая роль в Правительстве Москвы отведена общению с москвичами. Это не только общение в интернете посредством портала «Наш город» или «Активный гражданин», работа в социальных сетях, где происходит оперативное взаимодействие на обращения жителей, но и непосредственно личное общение. Например, в рамках благоустройства идет очень плотная работа с горожанами: с ними встречаются представители префектуры, управляющих компаний, архитекторы, проектировщики и т.д. Москвичи сами решают, что им важнее, что необходимо: то ли упор сделать на спортивных площадках, то ли на детских, а может, поликлиник не хватает – тогда и решаем эти задачи. Тесный контакт с москвичами – трудный контакт, не простой, ведь сколько людей, столько и мнений.

Но основное – это мнение большинства. Хочу еще раз отметить, что встречи по месту жительства имеют большое значение припроектировании и реализации комплексного благоустройства города. Вернусь к середине нашего разговора: программа «Мой район» направлена на создание единого высокого стандарта качества жизни для всех москвичей. Именно горожане решают, какими быть их улице, их двору, их подъезду.

Такой диалог является важной частью разработки концепции благоустройства городских территорий, поскольку позволяет учесть мнение горожан, изучить потребности жителей, подготовить необходимую базу и материалы для дальнейшей реализации проектов.

В ходе реализации проектов благоустройства создаются рабочие группы с участием местных жителей, которые сопровождают весь ход работ и высказывают свои замечания и пожелания.

Важной составляющей для разработки концепций благоустройства городских территорий с учетом пожеланий жителей являются также антропологические и социологические исследования.

Ну а результат такого подхода, без лишней скромности скажу, – налицо.

Biryukov.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ПЕТР БИРЮКОВ

Фото: Ирина Хлебникова, Комплекс городского хозяйства Москвы; Эдуард Жигайлов; Георгий Розов; Дмитрий Зверев



Назад в раздел
ЭнергокомплексГераМосинжпроектКрост
ЦентрФондАктивКапиталКапстройсити