НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Правило на следующий год


Казначейство разработало порядок формирования идентификатора государственного контракта

Официально документ был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения в виде проекта приказа «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Общественное обсуждение закончилось 23 ноября.

Основные положения сохраняются

Данный порядок формирования ИГК будет действовать в течение 2019 года при казначейском сопровождении. Как следует из документа, в правилах сохраняются основные положения, которые уже существовали для этой работы. Но теперь придется включать ИГК и в договоры о проведении капремонта при наличии казначейского сопровождения. Формировать идентификатор будет заказчик.

Напомним: идентификатор государственного контракта – это специальный код, который присваивается каждому договору, заключенному по нормам Закона 44-ФЗ. Обязательство по формированию ИГК было наложено на заказчиков с июля 2017 года. В нем должно быть 20 цифр, при помощи которых зашифровывается информация. ИГК отображает непосредственно номер идентификатора, каким способом проводилось определение поставщика, год оформления договорных обязательств, год окончания периода действия контракта, а также порядковый номер документа, который присваивается по правилам сквозной нумерации всех контрактов, оформленных в пределах текущего календарного года.

Идентификатор государственного контракта является уникальным. Такой же код не может быть присвоен еще какому-либо документу. Понятно, что это облегчает контроль расходования бюджетных средств. Указывать ИГК необходимо перед номером документа, который подтверждает приемку товара. Также его необходимо указывать во всех расчетных и платежных документах. Специалисты отмечают: исключение из правила – только те контракты, в которых содержатся сведения, являющиеся государственной тайной.

Отдельный порядок формирования ИГК предусмотрен для соглашений о предоставлении субсидии Фонду капитального ремонта и Фонду развития промышленности. Этим будут заниматься либо территориальные органы Федерального казначейства, либо финансовые органы субъекта РФ или муниципального образования.

ИГК и счет-фактура

В профессиональном сообществе отдельно обсуждают отображение идентификатора государственного контракта в счет-фактуре. Но прежде стоит напомнить, что весной этого года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые тоже затронули правила оформления счет-фактур для государственных контрактов.

В статье 169 Налогового кодекса теперь есть полный список пунктов, которые необходимо отразить в счет-фактуре.

И внесение в этот документ идентификатора государственного контракта стало для всех заказчиков обязательным условием. Причем касается это всех типов счет-фактур (обычных, авансовых, корректировочных), которые входят в пакет документов при исполнении государственного контракта.

Такая мера даст возможность проводить дополнительный контроль взаимоотношений между заказчиком и поставщиком. И вот со второго полугодия 2017-го строка «Идентификатор государственного контракта» была включена в счет-фактуру со второго полугодия 2017-го. Она располагается прямо под обозначением валюты. Теперь такая строка появится и в универсальном передаточном документе.

Эксперты отмечают: указывать идентификатор государственного контракта необходимо всем организациям, которые проводят закупки на средства федерального бюджета.

Это, например, те, что поставляют товары и услуги по государственным контрактам. Или те, что заключили договора на предоставление субсидий из федерального бюджета для взноса в уставный капитал.

Все нововведения – для того, чтобы расходование бюджетных средств, в том числе и в процессе госзакупок, было прозрачным и легко контролируемым.

Казначейство и его полномочия

Напомним, что Федеральное казначейство наделено полномочиями по контролю в отношении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд.

– В соответствии с Законом 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется для установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности, – отмечают в самом ведомстве. – Правила осуществления этих полномочий казначейством утверждены постановлением Правительства РФ №1092 от 28.11.2013. Контроль осуществляется в части соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования в сфере закупок, обоснования НМЦК, применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта, соответствия поставленного товара или оказанной услуги условиям контракта и т. д.

Кроме того, казначейство уполномочено рассматривать дела об административных нарушениях в сфере закупок. Например, если включенный в план закупок объект не соответствует целям осуществления закупок. Или когда нарушен срок или порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Ну, и так далее.

Когда сопровождать?

Определенная часть государственных закупок проводится при казначейском сопровождении. Госзаказчики, конечно, хорошо знают это правило. Но все же стоит об этом тоже сказать более подробно, потому что раньше это касалось только закупок для нужд обороны.

Казначейское сопровождение – механизм, усиливающий контроль целевого использования бюджетных средств. Он обязывает получателей больших объемов бюджетных средств открывать счета именно в казначействе. Причем речь в данном случае идет о целевых средствах – на решение конкретных задач. Данная система сродни банковскому сопровождению, только счет открывается не в банке, а, как мы уже сказали, в казначействе. Механизм внедрен с 1 января 2018 года и касается заказчиков федерального уровня.

Казначейское сопровождение осуществляется в том случае, если контракт заключается на сумму более 100 млн руб. Об этом говорится на сайте Минфина, где опубликованы документы, обеспечивающие нормативно-правовое регулирование «гражданского» казначейского сопровождения в текущем году. Это ст. 5 Федерального закона от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Также есть соответствующее постановление Правительства РФ – «Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». И приказ Минфина «О порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Механизм казначейского сопровождения работает следующим образом. Каждое территориальное казначейство имеет свой счет в Центробанке. На него заказчик переводит аванс победителю конкурсной процедуры после объявленной закупки. Подрядчики открывают счета в территориальных казначействах, на них казначейство переводит бюджетные средства для исполнения контракта. Все платежные документы имеют тот самый идентификатор, о котором говорилось выше. Благодаря ему всегда можно узнать, куда ушли и на что потрачены выделенные средства.

Такая система способствует прозрачности государственных закупок и эффективности расходования бюджетных средств. А это основная цель всей закупочной системы.

Текст: Ирена Татонова


ОЭКМОЭСККростГера
АКСИТЕХ