ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Контрольная по закупкам


Какие настройки нужны контрактной системе

Усиление роли Федеральной антимонопольной службы в преобразовании контрактной системы, введение платы за жалобы и расширение электронного документооборота – тенденции 2019 года. Первые итоги работы по новым правилам и направления дальнейшего развития системы гозакупок обсудили участники пленарного заседания «Тенденции в практике контроля в сфере закупок». Мероприятие прошло в рамках конференции «Государственные и муниципальные закупки – 2018», организованной Институтом госзакупок.

Докладчиком на сессии выступил начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Артем Лобов.

– ФАС как контролирующий орган в сфере закупок будет формировать подходы для себя и контролеров в субъектах Федерации и муниципалитетах, – анонсировал чиновник усиление роли ведомства в развитии контрактной системы. Соответствующий законопроект уже направлен в Аппарат Правительства для согласования. Там же лежит законопроект, расширяющий полномочия контролеров субъектов и муниципалитетов – им предлагается дать доступ к личным кабинетам участников торгов в ЕИС. Предполагается, что эта новация поможет им прослеживать цепочки аффилированности участников.

Тонкая настройка

Изменения, предусмотренные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.12.2017 № 504-ФЗ, с большой вероятностью не станут окончательными. Часть из них, признает Артем Лобов, откровенно запоздала. Другая, напротив, принималась чересчур поспешно.

– В юридической технике закона есть шероховатости, это понимали все стороны, которые работали над законопроектом. Но была установка – принять в кратчайшие сроки и уже потом, если что-то не будет работать, исправлять, – рассказал представитель ФАС.

Такая поспешность, по его словам, была связана с необходимостью «скорейшего перезапуска системы госзаказа с точки зрения электронных процедур». В результате изменения, безусловно, стали шагом вперед с точки зрения развития цифровой экономики, но для реального перевода системы госзаказа в цифровой формат их явно недостаточно.

– Электронные процедуры по сегодняшним правилам будут проходить по-прежнему при максимальном участии заказчика, членов комиссии и участников торгов, – признает чиновник. – Говорить, что мы уже добились цифровизации закупок, не приходится.

Автоматизация большинства процессов и перевод документооборота в электронную форму станут трендами следующего года. По словам Артема Лобова, это может сильно упростить использование системы госзаказа. Так, сейчас контрактному управляющему кроме № 44-ФЗ необходимо досконально знать более 150 подзаконных актов. При этом большая часть требований, изложенных в них, легко автоматизируется. Отмена требования предоставлять большое количество документов в бумажной форме упростит и ускорит бюрократические процедуры. Кроме того, сейчас ФАС работает над внедрением практики дистанционного рассмотрения жалоб. Пока новация коснется тех регионов, где есть возможность организовать видеосвязь через территориальные управления службы. В дальнейшем, надеется Лобов, удастся перенести процесс рассмотрения жалоб непосредственно в ЕИС, чтобы стороны могли участвовать в нем прямо со своих рабочих мест.

Не жалуйтесь

Еще одно нововведение, которое касается порядка подачи и рассмотрения жалоб и которое стоит ожидать в новом году, – введение в этой сфере некоего аналога обеспечения заявки. Скорее всего, это будет реализовано путем блокировки определенной суммы на спецсчете участника. В случае если жалоба будет признана необоснованной, деньги поступят в бюджет. Предполагается, что эта мера станет барьером на пути так называемых «профессиональных жалобщиков», о засилье которых много говорили участники конференции. Полезным инструментом борьбы с этим явлением должен стать и Единый реестр участников закупки. По словам представителя ФАС, его формирование позволит «впервые увидеть в одном реестре всех участников торгов по 44-ФЗ». Антимонопольное ведомство получит возможность проанализировать, кто из участников действительно принимает участие в торгах, а кто зарегистрировался в ЕИС, только чтобы подавать жалобы. В перспективе это позволит создать единые критерии, отсекающие «профессиональных жалобщиков».

Определенные подвижки в этом направлении уже есть: по словам Артема Лобова, число жалоб, поданных «профессионалами», в последнее время сокращается.

Этого удалось добиться внесением изменений в ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ. Теперь в соответствии с ч. 15.1 ст. 99 при подаче жалобы закупка не блокируется.

Вместо этого ФАС изучает все обстоятельства и при наличии достаточных оснований проводит внеплановую проверку заказчика.

Впрочем, признают в ФАС, снижение числа «профессиональных жалоб» может быть частью общей тенденции – за девять месяцев 2018 года подано на 10% меньше жалоб, чем за аналогичный период прошлого года. В ведомстве это объясняют тем, что участники рынка пока не адаптировались к новым правилам и не всегда понимают, на что и когда стоит жаловаться. После Нового года, когда изменения окончательно вступят в силу, антимонопольщики ожидают всплеска числа жалоб. Закон не позволяет избавиться от такого парадоксального явления, как «саможалоба». Положения 44-ФЗ не позволяют заказчику, обнаружившему ошибки в закупочной документации, внести в нее исправления. Единственный способ – пожаловаться в ФАС на самого себя и получить предписание на изменение документации, а заодно и штраф. Антимонопольное ведомство выступало с инициативой изменения в закон, позволявших в таких случаях снижать сумму штрафа в 10 раз, но не было поддержано.

Противники законопроекта аргументировали свою точку зрения тем, что такая поправка позволит недобросовестным заказчикам использовать саможалобу для возврата заявки. Сейчас дела, возбужденные по таким основаниям, можно прекращать за малозначительностью нарушения, но каждый случай требует внимательного рассмотрения на предмет возможных злоупотреблений.

Считайте лучше

Одной из главных тем поступающих в ФАС претензий в последнее время стали специальные счета участников закупок. Удивления в ведомстве это не вызывает.

– У нас были серьезные опасения, будет ли эта система вообще работать, – признает Артем Лобов.

Система заработала, но определенные опасения остаются.

К сегодняшнему дню открыто около 100 тыс. спецсчетов. Для того чтобы система госзакупок работала так же, как до введения этой системы, необходимо, по оценке ФАС, 500 тыс.

Уложатся ли 400 тыс. поставщиков в оставшееся до 1 января время – непонятно. После Нового года для открытия спецсчета нужно будет сначала зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок. Это следует из закона, обнаружили эксперты Единой электронной торговой площадки.

– Понятно, что для того, чтобы ввести обратно в систему всех участников, потребуется время, – говорит Артем Лобов. – Но серьезных провалов для системы госзаказа мы не ожидаем.

Еще одна проблема связана с тем, как банки справляются с ведением специальных счетов. Только за последние две недели ФАС выявила пять фактов некорректной работы.

Типичный случай – электронная торговая площадка (ЭТП) направляет в банк запрос на блокирование денежных средств в обеспечение заявки. Запрос проходит, но банк никак на него не реагирует. Закон в этом случае предписывает возвращать закупку на этап подачи заявок. Но поскольку банки не являются субъектом контроля со стороны ФАС, делать это приходится через признание вины оператора ЭТП, который ни в чем не виноват. Разрешить эту коллизию ФАС предлагает, предоставив службе право осуществления прямого контроля над банками.

Текст: Дмитрий Коптев

Фото: Олег Паршин



Назад в раздел
ГлавУПДКМоскапстройТеплоцентрстройМосинжпроект
ФондКапстройситиДоркомэкспо