ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Ритмичные закупки. Глава Тендерного комитета Геннадий Дёгтев рассказал об особенностях контрактной системы


Общий объем закупок в Москве за семь месяцев этого года составил 215 млрд руб. С начала года было проведено 26 тыс. процедур. Снижение начальных цен с учетом согласования цен на этапе заключения контрактов составило 9%. Об этом стало известно на прессконференции руководителя Департамента Москвы по конкурентной политике (Тендерного комитета) Геннадия Дёгтева и начальника Главного контрольного управления Москвы Евгения Данчикова. Мероприятие было посвящено новациям в сфере контроля госзакупок в связи с принятием Закона о контрактной системе.

В ходе конференции представители городской власти ответили на вопросы о том, реально ли управлять ритмичностью закупок Москвы, какие факторы и в какой мере влияют на эффективность закупочного процесса, как стандартизация этого процесса изменит систему закупок для нужд столицы, как обеспечить профессиональный подход к закупкам и каковы результаты контроля закупок.

Pаказчик должен быть ответственным

– На смену ФЗ-94 пришла контрактная система. ФЗ-44 должен служить основой для регулирования всей сферы госзакупок, – говорит Геннадий Дёгтев. – Он предполагает регулирование всего закупочного цикла: от прогнозирования до планирования, размещения, управления, а также содержательный контроль. В новом законе увеличивается ответственность заказчика, и каждый этап реализации госзакупки предполагает контроль и аудит. Для того чтобы результаты были достигнуты, на наш взгляд, заказчик должен стать лицом, которое принимает решения и отвечает за них.

Контрактная система требует и эффективной организационной системы управления. Будет развиваться система, повышаться квалификация, и на практике заработает механизм ответственности государственного заказчика. Вместе с тем серьезно повышена роль общественного контроля, и заказчики ритмично и корректно перестраиваются на новые условия работы по ФЗ-44.

Достижения первого полугодия 2014 года

– Эффективность закупочного цикла повысилась в среднем на 27% благодаря экспертизе и межведомственному согласованию на стадии планирования закупок и на стадии проведения закупочной деятельности, применению стандартизированных процедур закупок и экономических санкций. Если в первом полугодии 2013 года общий объем закупок составил 23,2 тыс. лотов, то по итогам первого полугодия 2014 года этот показатель возрос до 32,5 тыс. лотов. Снижение согласованной цены на торгах составило в первом полугодии 2013 года – 11,6%, в первом полугодии 2014 года – 9%. Среднее количество заявок на один лот в первом полугодии 2013 года – 3,8; в первом полугодии 2014 года – 4,2. Снижается количество торгов с единственным участником. В первом полугодии 2013 года на них пришлось 18% от общего количества участников за отчетный период, в первом полугодии 2014 года – 15,3%.

Процесс закупок – профессионалам

Большую роль в совершенствовании системы городского заказа Геннадий Дёгтев придает профессионализму контрактных служб. Контрактные службы нередко по причине отсутствия глубоких профессиональных знаний не справляются с ритмичным управлением всем закупочным процессом. Вместе с тем, например, ГРБС имеет возможность передать полномочия по определению поставщика специализированным организациям либо Тендерному комитету, в те организации, где работают профессионалы своего дела. Это снимет издержки и позволит эффективно развиваться городским закупкам, считает глава департамента.

Он сообщил о важной новации в системе столичных госзакупок. Предполагается, что будет создан открытый реестр экспертов, к помощи которых смогут обращаться все участвующие в закупках стороны.

Экспертная оценка – важная часть работы, к тому же предусмотренная в Федеральном законе о контрактной системе, но на практике участники закупок сталкиваются с трудностями при поиске квалифицированных и независимых специалистов. Геннадий Дёгтев считает, что создание открытого реестра поможет решить проблему поиска профессиональных экспертов, а также будет являться своеобразной разновидностью общественного контроля.

Принципы формирования и состав реестра власти города будут создавать во взаимодействии с общественными организациями и специалистами Торгово-промышленной палаты Москвы. Стать экспертом можно будет, предложив свою кандидатуру на сайте Общественного совета по конкуренции.

Структура закупок у смп

Глава Тендерного комитета затронул важную тему закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП). По требованию ФЗ-44 госзаказчики должны привлекать к закупкам 15% СМП. В то же время для СМП в федеральном бюджете предусмотрены средства, гарантирующие их доступ к государственным закупкам. Это сумма свыше 100 млрд руб. При этом 17–19 млрд руб. рассчитаны на закупки СМП на общих основаниях, 32–34 млрд руб. – на закупки посредством участия СМП в специализированных процедурах, около 40 млрд руб. – на субподряд и примерно 15 млрд руб. – для участия на Портале поставщиков Тендерного комитета.

– За семь месяцев 2014 года на Портале поставщиков проведено закупок у СМП на общую сумму почти 10 млрд руб. В основном закупки сегодня осуществляются на должном уровне, однако надо больше работать над специализацией закупок у СМП, – отметил Геннадий Дёгтев.

Типизация закупок

Далее речь пошла об объеме закупок, подлежащих стандартизации.

– Сегодня свыше 80% технических заданий по закупкам подлежат стандартизации и всего 20% – это уникальные закупки и закупки малого объема. Стандартизация тендерной документации позволяет заказчикам с наименьшими потерями проводить торги. Все, что мы делали по стандартным контрактам (более 130 видов госзаказа), позволило сразу получить экономический эффект. Закупки сегодня становятся конкурентными и прозрачными, – констатировал Геннадий Дёгтев.

Портал поставщиков пользуется спросом

При этом, как отмечает Геннадий Дёгтев, через столичный Портал поставщиков, который ориентирован только на малый бизнес, в год совершается сделок на сумму 12–15 млрд руб.

– Портал поставщиков предусматривает закупки малого объема. За время его официальной деятельности, с осени прошлого года, на портале зарегистрировались 23 тыс. поставщиков, – уточнил он.

Около 60% зарегистрированных поставщиков относятся к малому и среднему бизнесу. С начала года заключено 142 тыс. контрактов на общую сумму 9,7 млрд руб. Из них 73 тыс. контрактов заключено с субъектами малого предпринимательства на сумму 6 млрд руб., а остальные (69 тыс. на сумму 3,7 млрд руб.) – с другими поставщиками. Еще одна тема, которая получила освещение на пресс-конференции, – это сговоры на торгах. Глава Тендерного комитета призвал представителей бизнес-сообщества бороться с этим явлением.

– Важно, чтобы не только органы исполнительной власти, но и бизнес мог себя достойно позиционировать в отношении честных торгов и активно противодействовать противозаконным действиям. Уже в третьем квартале этого года будут названы недобросовестные участники рынка, которые грешат использованием одинаковых IP-адресов и идентично заполненными заявками. Со своей стороны, мы будем влиять на формирование и ритмичность госзаказа. Нужно стремиться к максимальной прозрачности сделок. Электронные торги не должны позволять входить предпринимателям в заговор, – заявил глава Тендерного комитета.

Все под контролем

О контроле госзаказа рассказал руководитель Главконтроля Москвы Евгений Данчиков.

– С 2012 года Главное контрольное управление Москвы существует как единый орган, осуществляющий контроль в сфере госзакупок и государственный финансовый контроль. В частности, ФЗ-44 дает возможность ведомству оперативно принимать решения по квалификации нарушений и проводить комплексные проверки, – отметил спикер.

Он считает, что на сегодня одна из важных задач – создание системы ведомственного контроля в сфере закупок. Сейчас в Москве действуют коллегиальные органы, организованные главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют экспертное рассмотрение документации по торгам с ценой контрактов от 1 до 100 млн руб. В 2013 году ими было проконтролировано закупок на более чем 230 млрд руб., что составило 37% городского заказа. Главконтролем разработан проект постановления Правительства Москвы, предусматривающий создание органов ведомственного контроля в сфере закупок.

В своем выступлении, посвященном действующей в Москве системе контроля госзакупок, Евгений Данчиков особо отметил важность предварительного контроля. Он сообщил, что по сравнению с 2012 годом количество обращений, рассмотренных Главконтролем на этапе предварительного контроля, увеличилось более чем в два раза, что позволило не допустить соответствующих нарушений заказчиками на этапе размещения. В итоге за 2013 год количество нарушений снизилось более чем в два раза. Еще на стадии планирования проверяется обоснованность закупок, правильность формирования начальной (максимальной) цены контракта и других важных элементов предстоящей закупки.

В первом полугодии 2014 года более 70% нарушений выявлено Главконтролем и устранено заказчиком до проведения закупки. Вместе с тем, как отметил Евгений Данчиков, с принятием в прошлом году Федерального закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) появились проблемы, требующие дополнительного обсуждения. Значительная часть этих проблем касается заключения контрактов с единственным поставщиком. Так, в связи с изменением оснований для обязательного согласования многократно увеличился объем заявок, направляемых в уполномоченный в сфере закупок орган субъекта РФ. При этом заказчики могут направлять документы в последний момент, что приводит к риску нарушения сроков заключения государственного контракта. В связи с этим Главконтроль рекомендует без промедления направлять заявки на согласование. Существенные сложности возникают и в случае отказа контрольного органа от согласования контракта с единственным поставщиком при несостоявшихся торгах. При проведении электронного аукциона региональный контролирующий орган не может провести внеплановую проверку, чтобы зафиксировать нарушения законодательства.

– Нами предлагается рассмотреть возможность о наделении контрольного органа субъекта Российской Федерации правом проводить проверки при согласовании решения о заключении контрактов по результатам несостоявшихся торгов, – озвучил Евгений Данчиков позицию Главного контрольного управления города Москвы. – Нуждается в пересмотре и порядок рассмотрения жалоб участников торгов, так как в случае несогласия заявителя с решением, принятым региональным контрольным органом, участник закупки может повторно обжаловать те же действия в Федеральной антимонопольной службе России, что дает возможность манипулировать результатами рассмотрения жалоб.

Руководитель контрольного ведомства осветил статистику выявленных нарушений заказчиков:

– В 2013 году в сфере городских закупок чаще всего допускались нарушения, связанные с направлением сведений на официальный сайт госзакупок (55% нарушений), заказчики неправильно выбирали способы размещения заказа (21%). По порядку проведения процедур были выявлены 8% нарушений от общего числа торгов в городе. В 2014 году отмечается существенный рост нарушений порядка проведения процедур (54%), при этом количество иных видов нарушений имеет тенденцию к сокращению. Они связаны с направлением сведений на официальный сайт госзакупок (32%), а нарушения выбора способа размещения заказа в текущем году пока составили 8%.

В заключение среди важнейших приоритетов развития контроля в сфере закупок начальник Главконтроля отметил рискориентированное планирование контрольной деятельности, стандартизацию государственных закупок, автоматизацию и развитие ведомственного контроля, проводимого заказчиками над своими подведомственными учреждениями.

01.jpg

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел