НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новым курсом


2.jpg

На форуме-выставке «Госзаказ» обсудят самые актуальные вопросы закупочной сферы

В начале апреля в Москве пройдет Всероссийский форум-выставка «Госзаказ». Он будет юбилейным, пятнадцатым по счету и состоится при поддержке проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки».

Для успешной реализации нацпроектов

Всероссийский форум-выставка «Госзаказ» – самое крупное мероприятие федерального уровня в сфере закупок. На площадках форума для обсуждения актуальных вопросов развития сферы государственных, муниципальных и корпоративных закупок ежегодно встречаются более 6 тыс. участников. Это представители органов власти, предпринимательского и экспертного сообщества. Спикерами и модераторами дискуссий являются признанные эксперты отрасли, руководители федеральных министерств и ведомств, представители законодательной власти, бизнеса, известные журналисты, руководители госкорпораций.

Форум-выставка-2019 пройдет под знаком необходимости упрощения контрактной системы. Организаторы отмечают: закончился период споров и сомнений, процедуру госзакупок необходимо радикально упростить. Об этом недавно заявил и первый вице-премьер Правительства РФ, Министр финансов Антон Силуанов.

Начало работы форума-выставки предварила прошедшая в ТАСС пресс-конференция. Ее открыл своим выступлением депутат Государственной Думы РФ, координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

– Упрощение контрактной системы – эффективная мера успешной реализации майского указа Президента страны с 12 обозначенными там национальными проектами, – отметил Антон Гетта. – Наша задача – реализовать эти нацпроекты в срок. Но надо понимать, что время уходит сначала на доведение денежных средств до регионов, дальше закупочные процедуры занимают порядка 50 дней. Сейчас на самом высоком уровне в Госдуме прозвучало предложение сократить сроки проведения процедур. Решения есть самые простые.

Например, объединить план и план-график. Еще одна мера нужна в случае, когда победитель уклоняется от исполнения контракта. Необходимо сразу признавать и победителя, и второе место, чтобы в такой ситуации определять исполнителя без дополнительной конкурсной процедуры. Есть и другие предложения. Мы можем свести сроки проведения конкурентных процедур до 30 дней со знаком минус, может, даже до 20 дней.

Еще одной задачей Антон Гетта назвал создание надежной системы приемки и контроля закупленных товаров, работ, услуг.

Например, нужна независимая экспертиза, которая позволит избегать сговора заказчика и поставщика. Депутат напомнил, что Госдума приняла в первом чтении документ, расширяющий полномочия Счетной палаты РФ.

Есть и другие способы, которые помогут сократить сроки, считает Антон Гетта. Это, например, возможность полюбовного решения возникающих споров между заказчиком и поставщиком. Сегодня все такие вопросы приходится решать в суде, что опять же требует времени. Антон Гетта отметил: если речь идет о реализации контракта, то в спорных случаях можно воспользоваться механизмом медиации.

Напомним: в праве медиация – это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей стороны (медиатора) – нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте.

Ведомства предлагают

О том, какие упрощающие новшества уже введены в законодательство о контрактной системе и какие предстоит ввести в ближайшее время, рассказала директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Татьяна Демидова. Позиция Минфина особенно важна в данном вопросе, потому что именно это ведомство определено уполномоченным органом в сфере госзакупок.

Именно Минфин уполномочен вырабатывать политику и проводить нормативно-правовое регулирование в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ.

Татьяна Демидова назвала нацеленные на упрощение уже внесенные законопроекты. Во-первых, о совершенствовании заключения и исполнения контрактов по строительству и, во-вторых, о совершенствовании порядка проведения закрытых закупок.

Есть еще разрабатываемый законопроект о мерах по упрощению и оптимизации закупок.

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев подчеркнул три главных момента в дальнейшем развитии закупочной системы. Он также назвал основной задачей упрощение контрактной системы. Еще один важный вопрос, по мнению представителя ФАС, – усовершенствование самих конкурсных процедур. И еще важнейшая тема – взаимоотношения заказчика и поставщика.

– Необходимо предусмотреть право исполнителя обжаловать решение заказчика о включении его в реестр недобросовестных поставщиков, – подчеркнул Михаил Евраев. – Отсутствие у поставщика возможности защищать свои права при исполнении контракта – одна из причин нежелания участвовать в конкурентных процедурах, а это снижает конкуренцию.

Одним из предложений ФАС России по упрощению системы в рамках 44-ФЗ Михаил Евраев назвал исключение избыточных способов закупок, таких как запроса предложений, проведения двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.

Спикер отметил необходимость отказаться от проведения так называемых «бесконечных» процедур закупок. Кроме того, он предложил увеличить начальную (максимальную) цену «короткого аукциона» с 3 млн до 50 млн руб., что позволит осуществлять закупки в более короткие сроки.

По мнению представителя ФАС, ключевым направлением является развитие электронных агрегаторов закупок, которые позволят заказчикам приобретать необходимые им товары в течение суток.

Антимонопольное ведомство предлагает ввести возможность закупки на таких агрегаторах до 500 тыс. руб. по торговой марке и до 20 млн руб. по группе товаров из каталога Минфина.

Другая проблема, которая была отмечена заместителем руководителя ФАС России, – повышение качества исполнения контрактов.

– Для этого целесообразно ввести предквалификационный отбор участников в отношении всех видов закупок на средних и крупных торгах, – сказал Михаил Евраев. – Благодаря этому доступ к участию в закупках получат только те поставщики, которые уже имеют опыт выполнения аналогичных контрактов меньшего объема. Это и повысит качество закупок, и не закроет вход в систему закупок новым участникам.

Кроме того, антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей. Он будет автоматически присваиваться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов.

Исключить неоплату

В своем выступлении руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин говорил о том потенциале, который еще не исчерпан в ныне существующем законодательстве о закупках.

Он привел пример, как в рамках этого законодательства качественно поработал Минздрав РФ.

– Данное ведомство создало эффективную закупочную модель, – подчеркнул Роман Артюхин. – Во-первых, были структурированы все лекарственные препараты. Во-вторых, были утверждены типовые контракты. В-третьих, Минздрав перешел на расчет НМЦК с учетом анализа рынка так называемых референтных цен.

Также руководитель Казначейства отметил, что в прошлом году впервые в гражданском заказе при определении цены определяли норму рентабельности. Правительство страны установило ее в размере 10%.

Далее Роман Артюхин остановился на проблеме неоплаты заказчиками исполненных контрактов.

Эту же тему затронул аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров. Он напомнил, что законом сегодня не предусмотрена ответственность заказчика за неоплату работ. Некоторые контракты ждут оплаты до года. При этом заказчик работы или услуги не только принял, но и потребил ее.

– Также стоит обсудить такую проблему, как неправомерное расторжение контракта, – отметил Максим Рохмистров. – Иногда заказчик этим злоупотребляет, меняя подрядчика на завершающем этапе исполнения контракта. В таком случае все деньги получает тот, кто работал ближе к окончанию сроков контракта, а кто исполнил основную часть – остается ни с чем. Здесь тоже требуется отладка.

Также представитель Счетной палаты остановился на таком вопросе, как сокращение издержек потенциальных поставщиков: ведь они, еще не став победителями конкурсной процедуры, уже вложили свои средства.

– По итогам 2018 года объем ВВП страны составил 107 трлн рублей, а объем регулируемых государством закупок – более 31 трлн рублей, – подчеркнул Максим Рохмистров. –

Это много, более трети. При этом законодательство у нас сложное, несистемное, мы об этом в свое время писали в Правительство. Мое мнение – надо сближать на общих цифровых платформах законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Это мы разделяем два вида закупок, а для потенциального поставщика – это одно и то же.

Все, что волнует участников рынка

Директор форума-выставки «Госзаказ» Андрей Садофьев сообщил, что в ходе грядущего крупнейшего мероприятия в сфере закупок будут обсуждаться самые разные и важные вопросы. Как будет обеспечена прозрачность всего цикла закупок после упрощения? Удастся ли предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в сфере закупок? Какие есть предложения для работы по новым правилам? Увеличится ли от принятых мер число поставщиков? Какие направления по упрощению требуют осмысления и полемики? В ходе дискуссий и круглых столов в рамках работы форума-выставки свое мнение на этот счет выскажут самые известные эксперты в сфере госзакупок, а также те участники рынка, которые реализуют закупочное законодательство «на земле».

Текст: Ирена Татонова

Фото: Виктор Кручинин



Назад в раздел
КростСаториИНАГлавУПДК
ФУДДоркомэкспоАбсолют