НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новости

В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» с 4 по 20 ноября проходит выставка «Православная Русь — ко Дню народного единства», которая приурочена к двум праздникам: Дню народного единства и Казанской иконы Божией Матери. Выставка посвящена правлению династии Рюриковичей (X - XVI века). Об истоках создания Российского государства, о том, что связывает стародавние времена с нынешней действительностью, рассказал куратор проекта Александр Мясников.

- Александр Леонидович, скажите, как возникла идея создания выставки?

- Наш проект называется «Моя история» – он начался с Романовых, и причина тому достаточно проста: был юбилей – 400 лет со дня основания дома Романовых – это 2013 год. Выставка тогда совершенно неожиданно удалась, потому что никто не мог себе представить, что вместо 4 дней она будет работать 20, и посетит ее не 15 тыс. человек, а 300 тыс. Это стало неким явлением, которое нужно было каким-то образом продолжить, и тогда мы обратились к нашей истории как таковой, а без Рюриковичей здесь не обойтись. И мы взялись за тему, за которую никто никогда не хотел браться, потому что 740 лет и 54 правителя - это тяжело. Люди выходят из школы со стойкой нелюбовью к истории, и это понятно, потому что частокол дат, который присутствует в школьном образовании, совершенно немыслим. Ни один нормальный человек ничего никогда не запомнит и ничего никогда не поймет. Поэтому пред нами и на выставке «Романовы», и здесь, на выставке «Рюриковичи», стояла задача сделать так, чтобы история стала цветной, яркой, наглядной и понятной всем, начиная от детей и заканчивая взрослыми. Вы можете любить то, что вы знаете, а знать вы хотите только то, что вам интересно и что вас привлекает. Историю надо любить и понимать, как-то ориентироваться в ней, потому что, как мы знаем по нынешним событиям на Украине, историческая ложь и потеря памяти ведут к страшным последствиям.

И вот у нас возникла идея сделать выставку про Рюриковичей. Стало понятно, что нужно по максиму использовать новые информационные носители. Чтобы были не просто какие-то картинки, не просто какие-то муляжи. Исходить нужно из совсем другого принципа. Он был очень простым: если вы приходите в музей, где написано «Не трогайте», «Не прикасайтесь», то интерес быстро пропадает. У нас же все наоборот: трогайте, касайтесь, крутите-вертите, смотрите – главное, чтобы вам было интересно. Мы использовали носители разного рода, потому что люди воспринимают информацию по-разному: кому-то нужно, чтобы это было видео, - поэтому здесь есть кино, другим людям надо что-то почитать - поэтому здесь есть электронные книги, которые можно полистать.

- Ну, с технической стороной вопроса у вас особых трудностей не возникло, а что дальше?

- Затем встал вопрос, на чем делать акценты? Это оказалось достаточно сложной вещью, тем не менее, я думаю, мы с этим справились. Мы не стали брать вопросы, связанные с норманнской теорией, – нас это не интересует. Выставка - это не то место, где стоит начинать какие-то научные дискуссии. Мы поступили так: за точку отсчета приняли дату: 7 сентября 862 года – день начала российской государственности. Эта цифра в летописях есть, и мы опираемся на нее.

Личность Рюрика по большей части остается загадочной, а вот второй правитель – Олег всем известен со школьной скамьи: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Но хазарам он не мстил, проблемы с ними у него были только те, что связаны с городом Киевом, который был частью Хазарского каганата. А Олегу Киев был нужен, чтобы основать главную экономическую составляющую государства: путь из варяг в греки. Поэтому мы рассказываем, как вокруг именно этого пути стало складываться государство. Мы рассказываем и о княгине Ольге, которая, как любая хозяйка, приходя на кухню, наводит порядок: она ввела первую систему администрирования. Карт ведь не было, ничего не было, а надо же как-то понимать: ты хозяин чего, какой территории, каких людей?

Вот эти базовые, реперные точки мы попытались найти, и самое главное - найти факты и моменты, которые были бы интересны сегодняшнему человеку. А что может привлечь человека? Ведь не все знают, что варежки нам достались от варягов. Именно варежки, а не рукавицы, хотя такое слово тоже есть и используется. Это была эпоха возникновения ныне существующих поговорок, пословиц. Вот, например, почему чудеса в решете? Их нет. Все становится понятно, когда узнаешь вторую часть поговорки: дырок много, а не пролезть. Показать быт, культуру тех дней – это являлось нашей главной задачей.

- А кто является организатором выставки?

- Выставка - это проект Патриаршего совета по культуре, ответственным секретарем которого является наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Шапка вставки - «Православная Русь», потому что и эпоха Рюриковичей, и эпоха Романовых неотрывны от истории церкви в силу объективных причин. Неважно, православные люди этим интересуются, мусульмане, буддисты или еще кто-то, - это просто история, которая была сопряжена со всеми этими правителями. Отрывать церковную историю от истории княжеской Руси так, как это было сделано в советское время, и говорить, что «это история одна, а эта – другая» – нельзя, поскольку все события вместе так сопряжены, что не разорвать.

С того времени, когда Русь при святом Владимире приняла православие и до монгольского нашествия, во главе всего были князья: они управляли всей системой жизни, в том числе и церковью, точнее, церковные иерархи не то чтобы подчинялись, они были, скажем так, финансово взаимосвязаны с властью. А потом произошло совершенно другое, совершенно обратное, потому что монголы освободили всех церковнослужителей от налогов. Дело в том, что монголы считали: любой церковнослужитель – это такой шаман, у которого есть связи «наверху», и поэтому с ним лучше не спорить, а уж налогами облагать тем более не стоит. Это дало неожиданные плоды: церковь, в том числе монастыри, стали развиваться, и уже князья были вынуждены, так скажем, присоединяться к церкви.

Так что жизнь князей и церкви была сильно взаимосвязана. И роль здесь преподобного Сергия Радонежского особо подчеркнута - на выставке есть досточтимая икона преподобного Сергия Радонежского. В этом году празднуется 700 лет со дня рождения этого русского святого. Его роль в строительстве государства оказалась неожиданной. Призыв встать под знамя Москвы оказался чрезвычайно важным, пророческим и сыграл свою роль и в Куликовской битве, и в объединении Руси.

На выставке многие события видны с другой стороны, чаще – перевернутыми с ног на голову. Мы рассказываем (и доказываем), что Иван Грозный не убивал своего сына. И эта замечательная картина Репина – это рассказ о легенде, которая тогда существовала. К сожалению, эти легенды, которые возникли в истории, и в истории России в частности, они очень живучи, бороться с ними очень тяжело. Бороться вообще ни с чем никогда нельзя, сделай лучше: запрещать или говорить, что это так, а это не так, – бессмысленно. Мы вообще уходили от всех оценок – это наш главный принцип. Мы не говорим, это плохой, а это хороший, - это не нам судить. Мы просто рассказываем, что было и как.

- Да, это интересно, поскольку у многих есть пробелы в знании истории, например о существовании единого русско-литовского государства…

- Великое княжество Литовское претендовало на первенство, поскольку оно полностью называлось Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское. Потом бедные жемайцы совсем исчезли - это отдельная история. И таких историй, как с Литвой, - их огромное количество. Взаимоотношения Москвы и Твери не менее драматичны, как, впрочем, и история взаимоотношений Руси и Орды. Там тоже все было далеко не однозначно. Вот на стенде, посвященном Дмитрию Донскому, говорится, что в его эпоху стали появляться деньги, - а на них стоит знак Тохтамыша. Это кажется удивительным и странным, но сделано это было, для того чтобы эти деньги принимались везде, в том числе и на территории Золотой Орды. И таких интересных историй очень, очень много.

Мы хотели подробнее рассказать и про галицкую Русь, восстановить какие-то исторические имена и события, например про битву при Молоди, где 120 тысячам крымских татар противостояли 20 тысяч русских, применивших новый метод ведения сражений – использование против конницы противника системы заграждений под названием «гуляй-поле». Михаил Воротынский, командовавший русским войском, – это национальный герой: он смог разбить крупнейшую армию того времени – армию крымского хана, к которой присоединились турецкие элитные войска – янычары. И мало кто знает, что все янычары (как и остальное войско крымского хана) лежат под Москвой в 60 км от города, в районе Серпухова. Проблема в том, что мы не знаем свою историю, мы и страны-то своей не знаем. Мы знаем, где находятся турецкие курорты, а вот где есть церкви, похожие на Кижи, – нет. А ведь если подняться на север Онежского озера, то можно обнаружить полузаброшенные деревянные церкви ничуть не хуже, чем Кижи, а о них вообще никто ничего не знает.

Мы должны рассказывать об истории так, чтобы обыкновенному человеку было интересно, чтобы он захотел узнать больше: ведь явно там еще что-то было. Я на днях услышал разговор двух мальчишек на нашей выставке, которые смотрели и крутили визуальный макет Староладожской крепости. И они меня спрашивают: «Скажите, пожалуйста, а это вообще есть?» Я говорю: «Есть». – «А где это?» Я говорю: «Поезжайте в Петербург, потом 80 км от него, и вы на месте». – «Да вы что?! Мы обязательно туда поедем!» Вот это желание - лучше всяких благодарностей и наград.


Назад в раздел

ЭнергокомплексГераМОЭСКОЭК
СтройИнвест-3ЦентрВК