НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новости

Тринадцатый по счету в мире - вопреки всем суевериям - Московский планетарий открылся 5 ноября 1929 года. Теперь это одно из самых больших в мире и самое старое учреждение такого рода в нашей стране. Свой юбилей Московский планетарий встретил во всеоружии современных видеотехнологий.

Средство просвещения

Созданию планетария в 20-е годы прошлого века придавался глубокий политический смысл: он должен был вести атеистическую пропаганду и бороться за умы советских граждан. «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!» - агитировал москвичей Владимир Маяковский. Журнал «Огонек» сообщал: «Замечательно, что при нашей материальной бедности, при нашем жестком импортном плане мы ввозим и устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах. Планетарий Москвы, по мысли его организаторов, явится чем-то вроде народного университета. Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности». На сооружение планетария и его оборудование Моссовет выделил значительную по тем временам сумму — 250 тыс. руб.

Что и говорить, значение этого события было поистине всемирным. Двенадцать существовавших на тот момент в мире планетариев действовали всего в трех странах: по одному работало в Вене и Риме, и целых десять существовало в разных городах Германии - немцы считались народом просвещенным, склонным к естественно-научному постижению мира. Более того, лишь немцы и умели строить планетарии: в середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса, на котором удерживался сферический купол-экран. Аппарат «Планетарий», закупленный несколькими месяцами раньше у Carl Zeiss Jena и хранившийся в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования, собирался под контролем специалистов из этой немецкой фирмы.

К работе были привлечены молодые архитекторы, два Михаила: Барщ и Синявский. Они представили проект, выполненный в модном тогда стиле конструктивизма. Этот стиль, доминировавший в советской архитектуре 20 - 30-х годов прошлого века, активно пользовался футуристическими мотивами и использовал четкие формы, образованные из простых стереометрических тел. Барщ и Синявский решили, что здание должно напоминать устремленную в небо ракету: космические ракеты тогда представляли именно такими, с яйцеобразной передней частью. Впоследствии оба Михаила, прославившие себя этим проектом, стали профессорами Московского архитектурного института.

Первый камень в фундамент Московского планетария был заложен в день осеннего равноденствия 23 сентября 1928 года. А уже 3 августа 1929 года было не только построено здание, но и полностью завершена установка аппарата. В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры для членов ЦК. Партийные боссы остались довольны новым развлечением и дали «добро» на то, чтобы допустить в планетарий трудящихся. Открытие планетария для публики было приурочено к Октябрьским праздникам. В дождливый вторник 5 ноября 1929 года он распахнул свои двери для широкой публики. На церемонии открытия присутствовали несколько наркомов - Литвинов, Луначарский, Семашко.

Купольный театр

Планетарий начал свою деятельность с небольшого цикла лекций. Сначала в репертуаре было всего три темы, однако уже через 10 лет, к 1939 году их число достигло 40: лекторы рассказывали о строении Вселенной, происхождении и развитии Солнечной системы, строении Солнца, движении Луны, о кометах и метеорах. Такое расширение тематики требовало и переоснащения - советским инженерам пришлось работать без оглядки на мастеров-немцев. К 1934 году на куполе Московского планетария уже светили звезды, плыли облака, ходила по небу комета, мерцали полярные сияния, шел августовский звездопад, происходили солнечные затмения и даже летала с огненным хвостом ракета, придуманная Циолковским. В конце сеанса в зале занималась алая заря, и под музыку будущего лауреата трех Сталинских премий первой степени Рейнгольда Глиэра, специально им аранжированную для ланетария, восходило большое, яркое советское солнце.

Так планетарий перестал быть просто набором оптических приборов, а стал настоящим театром, где небо воспроизводится со степенью реалистичности, доступной современной технике, - эта традиция жива до сих пор. Любопытно, что в те предвоенные годы вниманием зрителей приходилось завладевать с помощью других способов, например, в представлениях планетария участвовали актеры. Тут, например, ставились и шли с большим успехом спектакли «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник»: великие астрономы прошлого мыслили и страдали, не забывая попутно просвещать зрителей, иллюстрируя свои идеи с помощью звездного неба, создаваемого аппаратом «Планетарий».

Даже в Великую Отечественную войну Московский планетарий работал в обычном режиме, лишь раз закрывшись на два месяца. Помимо проведения массовых лекций он оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской Армии в виде специального инструктажа для разведчиков и военных летчиков. Кроме того, планетарий наладил выездные лекции по астрономии в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата и в агитпунктах противовоздушной обороны.

После войны планетарий вступил в одну из самых счастливых в своей истории эпох — он был известен как в стране, так и в мире. В 1977 году подвергся апгрейду и старый аппарат «Планетарий». Именно тогда был установлен новый аппарат, который позволял не только показывать звезды и планеты, но и создать принципиально новый продукт для планетария - автоматизированную аудиовизуальную программу. В 80-е годы в здании демонстрировался ряд научно-популярных программ: детские «Про небо и Землю», «Мифы о великих эллинах» и «Небо прекрасной Эллады», созданные по мотивам древнегреческих мифов, и взрослые - «Под небом планетария» и «Ньютониана».

Именно тогда возникает и традиция использования Московского планетария в качестве уникального учебного пособия для школьников. Под искусственным звездным небом учащиеся московских школ ведут практические занятия по астрономии и географии, совершая «кругосветные путешествия», «путешествия на Северный полюс», получают наглядные доказательства шарообразности Земли, ее суточного и годового движения и т.д. К годам перестройки популярность Московского планетария выросла до невиданных высот, в год он принимал до миллиона посетителей.

Впрочем, судьба Московского планетария оказалась непростой: в 1990-е он пришел в запустение и в 1994 году был закрыт на капитальный ремонт. Причины связаны как с финансами, так и морально устаревшим оборудованием. Давно уже началась электронная игра - музеи мира осваивали новейшие видео- и интерактивные технологии. Приватизация планетария «Компанией Твинз», специализировавшейся в сфере шоу-бизнеса, ни к чему хорошему не привела - в храме науки собирались устроить казино и развлекательный центр. Никакое новое оборудование так и не было закуплено, и планетарий пришлось закрыть.

Второе рождение

Этого праздника могло и не быть, однако изгнание торгующих во храме науки все-таки состоялось: после долгой судебной тяжбы с новым владельцем здания Правительство Москвы получило контрольный пакет акций ЗАО «Московский планетарий» и вернуло себе это учреждение образования и культуры. Была проведена масштабная реконструкция здания: памятник конструктивизма, например, вырос в самом прямом смысле. С помощью гигантских домкратов высоту здания увеличили на 6 м. Рос планетарий не только ввысь, но и в обратном направлении: созданные под зданием подвалы позволили разместить здесь еще один уровень, где теперь расположены музейные помещения. А в 2010 году на закупку оборудования из бюджета города были выделены 10 млн евро. На эти средства была приобретена полнокупольная проекционная система со стереопроектором и 14 динамическими креслами, а также проектор-планетарий «Универсариум М9» той самой фирмы Carl Zeiss Jena, которая стояла у истоков технического оснащения планетария.

К своему юбилею Московский планетарий пришел в прекрасной форме: в здании работает несколько залов, каждый из которых представляет особый интерес. На самом нижнем, подземном уровне находятся малый звездный зал, где детям показывают небольшую картину неба. В 4D-кинотеатре идут показы специальных мультфильмов и фильмов, где объемное изображение дополняется движением кресел, запахами и тактильным ощущениями.

На втором уровне расположены две обсерватории, одна из которых оснащена самым большим любительским телескопом в столице, а также астрономическая площадка «Парк неба» с коллекцией работающих под открытым небом астрономических приборов. На последнем, третьем уровне непосредственно под куполом расположено «сердце» планетария - Большой звездный зал, проектор которого позволяет увидеть в движении свыше 9 тыс. небесных тел на самом большом в Европе куполе-экране, диаметр которого составляет 25 м.

Во время фильмов «Земля в движении» и «Супервулканы» возникает ощущение почти божественного всеведения. На экране проносятся миры: ты то поднимаешься высоко в небо, то становишься микроскопически маленьким и можешь видеть процессы, которые происходят на поверхности планеты. Посреди сеанса тебя уносят ветры воздушных течений, бросая в центр урагана, а водные потоки погружают на дно морское, где можно встретиться лицом к лицу с акулами и гигантскими китами и пролететь над извергающимися вулканами. Тематика фильмов, которые тут показывают, давно вышла за пределы астрономии. Здесь можно увидеть, как на твоих глазах возникает Вселенная, формируется земная кора, вся в разломах, сквозь которые течет лава, появляется и эволюционирует жизнь. Визуализация задействует данные спутниковых наблюдений за Землей и цифровые модели, построенные на передовых суперкомпьютерах.

Музеи, где нет скуки

Самое интересное в планетарии - это его музеи. В интерактивный «Лунариум» лучше ходить с детьми. Взрослого человека тут мало что удивит, а вот юные гости проведут пару незабываемых часов. Гравитация, электромагнитное притяжение, радиоактивность, солнечный спектр - эти абстрактные понятия здесь облекаются в плоть зримых образов. Вращая ручку, управляющую движением по неровной поверхности двух шаров, можно научиться гонять маленький вокруг большого, осознав, что орбиты, по которым планеты вращаются вокруг Солнца, - не что-то случайно удавшееся, а следствие довольно жесткой закономерности, вытекающей из первого закона Ньютона. Покрутив другую ручку, можно выделить из воды водород, зарядить им ракету, а потом, шлепнув ладонью по красной кнопке, запустить ее в потолок. В экспозиции представлено более 80 экспонатов, которые в игровой форме наглядно демонстрируют различные физические законы и явления природы. Любой экспонат – это настоящая научная лаборатория, где каждый посетитель может почувствовать себя ученым-экспериментатором. Их названия заставляют вспомнить роман «Пикник на обочине» братьев Стругацких: «Черная дыра», «Волшебная палочка-гиперболоид», «Еж из феррожидкости», «Плазменный шар», «Оптические иллюзии».

Здесь можно создавать искусственные облака и торнадо, генерировать электрическую энергию, сочинять электронную музыку, прокатиться на космическом велосипеде и узнать свой вес на других планетах. В довершение всего есть аттракцион, построенный на виртуальной реальности: надеваешь очки, и вот тебя уже везет тележка на вершину средневекового замка по железной дороге над пропастью. Выше, выше, выше — и ты уже на крыше самой высокой башни, и тут тележка начинает лететь вниз. Чувствуя, что летишь в бездну, поневоле хватаешься за лаборанта, который опровергает твои опасения, что детей сюда водить опасно: «Я своего четырехлетнего сына вожу, он в полном восторге». Это, казалось бы, пустое развлечение объясняет, как именно современных космонавтов готовят к полетам: к перегрузкам при взлете и пейзажам открытого космоса привыкнуть труднее, чем к виртуальным «американским горкам».

Практически у каждого аттракциона есть обучающая функция, и порой жалеешь, что в твоем детстве не было таких удивительных учебных пособий. Тут можно ловить руками виртуальные метеориты, запуская их в планеты Солнечной системы, вращающиеся перед тобой на экране, и тем самым выбивая из них признания об их размере, массе и длине орбиты. Можно делать из элементов таблицы Менделеева сложные химические вещества, добавляя исходные компоненты в «пробирку» буквально по атому. Интересно, правда, не все. Например, минералы, которые предлагается рассмотреть при свете ультрафиолетовой лампы, мало чем отличаются от обычных камней при обычном свете солнца. А фазы Луны, которые представляет висящий на штыре шарик, подсвечиваемый лампой, можно увидеть, наверное, только при очень большом воображении. Но эти сугубо познавательные агрегаты компенсируются другими, которые в основном развлекают: мальчишки изо всех сил раскручивают колесо, создавая в толстой и высокой колбе настоящий водоворот. Если крутить без устали, он в какой-то момент опускает до самого дна брошенный в воду плавучий шар: вот так в старину и заглатывал океан корабли. Девчонки с радостью давят на кнопку, наполняя стеклянный цилиндр извивающимися синими молниями.

Взрослого, конечно, это все уже не будоражит так, как ребенка. Почти единственный аттракцион, от которого замираешь, - это камера Вильсона. Она представляет собой коробку, в которой под стеклом налит перенасыщенный пар. Время от времени темную жидкость рассекают изогнутые линии, похожие на стремительно проползающих сквозь нее червей и мокриц. Зрелище медитативное и красивое, как кадры из знаменитого фантастического фильма Тарковского: можно зависать над стеклом часами. Все эти линии - не что иное, как траектории частиц, которые каждое мгновение движутся сквозь воздух, стены, наши тела. Молекулы перенасыщенного пара просто делают их видимыми, обладая способностью конденсироваться вдоль траектории частиц.

На нижнем этаже находится грандиозный маятник Фуко: неспешно раскачивающийся, он движется в своей плоскости, невзирая на вращение Земли. А аппарат под названием «Теллурий» иллюстрирует смену дня и ночи и времен года: движение миниатюрной «Земли» вокруг лампы-Солнца объяснит детям, почему на юбилей планетария им приходится идти в осенних куртках, а не в летних маечках.

Музей «Урания» тоже любопытен: тут стоят громадные старинные глобусы, астролябии и бронзовые телескопы, на стенах развешаны карты звездного неба. Сейчас уже трудно поверить, что к познанию Вселенной люди двигались буквально на костылях, вручную шлифуя тяжеленные линзы или вовсе рассматривая звездное небо в какие-то дырочки в металлических пластинах.

От шума и гама, производимого бегающими по залам школьниками, хочется укрыться в расположенном тут же кафе «Телескоп» - цены на некоторые блюда и напитки, правда, стремятся к астрономическим, но это единственное место в Москве, где с этим придется мириться: астрономию здесь принято чтить.

Астрономически совсем молодой

С 6 по 9 ноября посетители планетария могли увидеть специальную праздничную программу. В «Лунариуме» открылись творческие мастерские, где юные гости создавали собственные планеты и делали карнавальные украшения. В «Урании» появился таинственный Звездочет, который проводил увлекательные викторины и давал ответы на непростые вопросы, объяснял, почему на Марсе и Меркурии мы весили бы в несколько раз меньше, или почему Земля вращается вокруг своей оси. В Малом звездном зале состоялась премьера программы «Полет фантазии». Благодаря новому полнокупольному фильму, зрители смогли испытать ощущение свободного падения с высоты около 40 км, которое без помощи визуальных эффектов смог почувствовать пока лишь один человек на Земле - австрийский скайдайвер, парашютист Феликс Баумгартнер, совершивший два года назад прыжок из стратосферы и ставший первым человеком, преодолевшим в свободном падении скорость звука.

Кульминации праздничные события достигли 7 ноября, когда в планетарии прошел перформанс известного уличного театра «Высокие братья & Tall Brothers», а также состоялось выступление Театра оперы имени Б.А. Покровского. Кроме того, планетарий подготовил к открытию несколько уникальных экспозиций, в частности, выставку глобусов из своих фондов, созданных несколько десятков лет назад и отреставрированных специально к памятной дате, а также фотовыставку «350 лет Готторпскому глобусу» (некогда самый большой в мире). Огромный глобус-планетарий снаружи выглядит как обычный глобус с изображением земной поверхности, а изнутри отображает небесную сферу с красочными фигурами созвездий.

Большое внимание Московский планетарий уделяет образовательной работе: любой школьник может прийти и совершенно бесплатно позаниматься астрономией, которой сейчас, кстати, нет в школьной программе. В сентябре здесь начались собеседования, по результатам которых будет производиться зачисление в специальный астрономический кружок. Девяносто наиболее способных и увлеченных астрономией ребят в возрасте от 11 до 14 лет получили возможность развить свои знания, узнать много нового и познакомиться с интересными людьми. Специально для кружковцев в планетарии предусмотрены учебные аудитории. Занятия проводятся в Большом звездном зале с использованием оптико-волоконного проектора звездного неба «Универсариум М9», в обсерватории и на астрономической площадке, оборудование которой служит учебной и научной базой для точных наблюдений и измерений. Программа первого курса астрономического кружка включает в себя шесть основных тематических блоков: «Астрономия – начало», «Солнечная система», «Движения планет», «Телескопы и обсерватории», «Как работать с телескопом», «Что и как наблюдать на небе».

Уже не одно поколение москвичей побывало в планетарии, он стал одной из визитных карточек столицы. Паломничество сюда совершает и всякий образованный гость столицы. Московский планетарий сейчас является настоящим центром популяризации естественно-научных знаний, символом неустанного движения вперед. Московский планетарий – это живой пример того, что мечта о космосе у россиян не угасла и, несмотря на все экономические трудности, мы продолжаем думать о звездном небе над головой. 


Назад в раздел

ГеопроектизысканияМосгазМОЭСКМОЭК
СбербанкАКСИТЕХАБЗСоюз