ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Позволяет ли закон заключить дополнительное соглашение к контракту по замене части товара на товар по той же цене, но другого размера, если положение о закупке не ограничивает внесение изменений в договор, и не является ли такая замена изменением предмета договора?

Заключен договор по результатам запроса предложений на поставку автомобильных шин. Предметом договора является поставка товара согласно спецификации (приложение № 1 к контракту). А уже в спецификации указываются наименования и размеры автошин. Поставщик готов поставить автошины, указанные в спецификации, в том же количестве и по той же цене, что указано в договоре, но другого размера. Положением о закупке не предусмотрены ограничения по внесению изменений в договор. Планируется замена части товара, предусмотренного договором, на аналогичный.

Имеет ли право заказчик в этом случае заключить дополнительное соглашение об изменении договора? Является ли это изменением предмета договора?

Положениями ГК РФ, которые в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ применяются к отношениям, регулируемым этим законом, прямо предусмотрена возможность изменения договора по соглашению его сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).

Закон № 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ фактически допускает такую возможность, в том числе в части условия о предмете договора, предусматривая, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, в силу ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ сведения об изменении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность изменения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками.

Вместе с тем, трактуя положения ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, Минэкономразвития России высказывает мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. И если в части количества товара Закон № 223-ФЗ позволяет изменить условие о предмете договора поставки, то замена собственно товара, подлежащего поставке, этим законом не допускается.

Несмотря на то что описанный подход Минэкономразвития, на наш взгляд, не бесспорен, применительно к рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что принципами, которыми обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Представляется, что произвольное изменение предмета договора по сравнению с указанным в документации о закупке, если такая возможность не предусмотрена положением о закупке и документацией о закупке, может быть квалифицировано как действие, ограничивающее конкуренцию.

Алексей Александров, Надежда Верхова,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел