ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Кто может выступать внешним экспертом при приемке топлива на АЗС, каков порядок заключения договора с ним, а также порядок отбора топлива и производства экспертизы?

Заказчиком после 1 июля 2018 года заключен государственный контракт на поставку автомобильного топлива с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам несостоявшегося аукциона. Извещение о проведении аукциона и проект контракта были размещены в ЕИС до 1 июля 2018 года. Контрактом предусмотрена приемка топлива на АЗС путем визуального осмотра, по итогам месяца поставщик составляет отчет о количестве поставленного бензина.

1. Каким образом заказчику следует исполнять свою обязанность по привлечению внешних экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, кто будет являться внешним экспертом?

2. Каков порядок заключения договора с внешними экспертами?

3. Каков порядок отбора топлива и производства экспертизы топлива, с учетом того что поставка топлива осуществляется сетью автозаправочных станций, расположенных на территории региона?

4. Какова периодичность производства внешней экспертизы, с учетом того что государственный контракт заключен на срок 6 месяцев?

5. Является ли участие представителя исполнителя в процедуре отбора проб для проведения независимой экспертизы обязательным, кто может выступать в качестве представителя исполнителя (сотрудник АЗС, представитель исполнителя по доверенности, сотрудник исполнителя из числа АУП или ИТР)?

1. В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Это указание коррелирует с указанием ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ на то, что заказчики привлекают экспертов, экспертные организации, то есть сторонних лиц, физических или юридических (сторонние (внешние) эксперты), в случаях, предусмотренных данным законом (смотрите также п. 15 ст. 3 ФЗ-44).

К случаям, когда заказчики обязаны привлекать внешних экспертов, относится проведение экспертизы исполненного по контракту, заключенному с единственным контрагентом в соответствии с п. 25.1 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам несостоявшейся электронной процедуры закупки.

Напомним, что указанные пункты действуют с 1 июля 2018 года и (в отличие от п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) не включены в предусмотренный ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ перечень исключений, когда экспертиза исполненного по контракту может осуществляться силами заказчика.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрено, что требования абзаца первого ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не применяются при заключении контрактов на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам несостоявшихся электронных процедур, извещения о проведении которых были размещены заказчиком в ЕИС до 1 июля 2018 года. При этом заключение контракта на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не является частью закупки, осуществляемой путем проведения электронного аукциона, а представляет собой самостоятельную закупку, сведения о которой должны быть предусмотрены планом-графиком. Осуществлять данную закупку заказчик вправе только после внесения соответствующих изменений в план-график в установленный ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ срок. Не содержит Закон № 44-ФЗ и указания на то, что экспертиза исполненного по контрактам, заключенным на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, должна осуществляться с привлечением третьих лиц только в тех случаях, если, например, предметом контракта является поставка (выполнение, оказание) определенных товаров (работ, услуг) или цена контракта превышает определенную сумму. Иными словами, обязанность осуществлять экспертизу исполнения в соответствии с требованиями абзаца первого ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (то есть силами привлеченных экспертов) установлена применительно ко всем контрактам, заключенным на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации приемка исполнения по контракту должна осуществляться заказчиком с привлечением сторонних (внешних) экспертов.

За несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, в случае если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ для должностных лиц заказчика установлена административная ответственность.

2. В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, эксперт, экспертная организация (далее — эксперты) — это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Из приведенной нормы и ст. 41 Закона № 44-ФЗ следует, что под экспертами, экспертными организациями в данном законе понимаются третьи лица по отношению к заказчику и контрагенту, исполнение которого принимается. При этом, поскольку эксперты действуют на основании договора, то есть заключаемого заказчиком контракта (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ), привлечение экспертов, безусловно, должно осуществляться в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

В частности, на это прямо указывается в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Какие-либо особенности закупки при отборе именно экспертов, помимо вышеуказанных ограничений, Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ.

Отметим, что в случае привлечения к экспертизе сторонних экспертов результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При принятии решения о приемке или об отказе в приемке исполнения по контракту приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения сторонних экспертов (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

3. Законом № 44-ФЗ не установлены какие-либо специальные требования к экспертам. Такие требования могут быть предусмотрены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными нормативными актами, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ, и предъявляются заказчиком к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе, приведен ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы.

Требования к процедуре проведения экспертизы, перечень необходимых действий или процедур, которые должны проводиться при проверке (экспертизе), Законом № 44-ФЗ не установлены. По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п. 2, 3 ст. 513, п. 1 — 3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ). Вопрос же о необходимых в ходе экспертизы действиях, по нашему мнению, и не может быть урегулирован законом, поскольку необходимость тех или иных действий, процедур определяется как спецификой поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, все многообразие которых заведомо невозможно определить и описать, так и характером потребностей самого заказчика. Вопрос о порядке проведения экспертизы топлива является техническим, его решение (как и решение вопроса о конкретных требованиях, которые должны предъявляться к экспертам, осуществляющим такую экспертизу) требует специальных познаний, основанных не на Законе № 44-ФЗ, а на технических и административных нормах, не относящихся к тематикам правового консалтинга. Поэтому в рамках данной консультации осветить этот вопрос не представляется возможным.

Законом № 44-ФЗ не установлены требования к периодичности проведения внешней экспертизы. Учитывая положения п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, такие требования должны быть предусмотрены контрактом. Так как по смыслу Закона № 44-ФЗ внешняя экспертиза фактически равнозначна приемке товаров, работ или услуг, представляется, что в приведенной ситуации для проведения экспертизы эксперты должны иметь доступ к каждому виду топлива, приобретаемого водителями заказчика на АЗС, в целях проверки его качества и количества на соответствие требованиям контракта, причем в момент приобретения топлива. Это, как нам представляется, вряд ли может быть реализовано на практике.

Алексей Александров, Надежда Верхова,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ОЭКГеопроектизысканияМосгазИНА
ВКАктивКапиталАБЗ