НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Противоречит ли законодательству требование заказчика в аукционной документации об обязательной передаче поставщиком контрольных образцов товаров (до момента поставки основной партии товара), копий регистрационных удостоверений на медицинские изделия и сертификатов соответствия?

Заключается контракт в соответствии с Законом № 44-ФЗ на поставку хирургического белья и хирургических инструментов.

В аукционной документации предусмотрена обязанность поставщика передать заказчику контрольные образцы товаров (до момента поставки основной партии товара), а также копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия и сертификатов соответствия.

Правомерно ли данное требование заказчика?

Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муници­пальных нужд, в части, касающейся заключения заказчиками гражданско-правового договора, предметом которого явля­ются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (контракта), а также особенностей исполнения контрактов (п. 3 и 4 указанной части).

Особенности исполнения контракта урегулированы ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, исполнение контракта на поставку товара включает в себя в том числе приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, предусмотренных контрактом, вклю­чая проведение в соответствии с этим федеральным зако­ном экспертизы поставленного товара. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставлен­ного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о при­емке (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Ни в ст. 94 Закона № 44-ФЗ, ни в иных положениях этого федерального закона (в частности, в ст. 34, устанавливающей требования к содержанию контракта) не указывается на необ­ходимость передачи заказчику контрольных образцов товара в целях проверки его качества, соответствия технических и функциональных характеристик такого товара требованиям заказчика и т.д. Однако Закон № 44-ФЗ регулирует лишь отдельные аспекты заключения и исполнения контракта и не запрещает включать в него условия, хотя прямо не предусмо­тренные этим федеральным законом, но и не противоречащие ему. Следует заметить, что законодательство РФ о контракт­ной системе основывается и на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), а контракт, как уже было отмечено, является гражданско-правовым договором. Следовательно, к отношениям сторон по контракту применимы правила граж­данского законодательства с учетом особенностей, предусмо­тренных Законом № 44-ФЗ.

Одним из основополагающих в гражданском законода­тельстве является принцип свободы договора, позволя­ющий сторонам любого гражданско-правового договора определить его условия по своему усмотрению, кроме слу­чаев, когда содержание соответствующего условия предпи­сано законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не предусматривают обя­занности поставщика до момента поставки основной части товаров предоставлять покупателю (заказчику) контроль­ные образцы товаров по отдельным товарным позициям для проведения тех или иных исследований, однако запрета на включение таких условий в договор поставки законодатель­ство также не содержит. Отметим, что наличие в контрактах на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд подобных условий находит отражение и в судебной практике.

Следовательно, условие контракта, обязывающее постав­щика передать заказчику контрольные образцы товаров, само по себе не может рассматриваться как неправомерное.

В силу п. 2 ст. 456 ГК РФ продавец обязан одновремен­но с передачей вещи передать покупателю относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные зако­ном, иными правовыми актами или договором.

Данная норма была введена в действие до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техниче­ском регулировании», который предусматривает не наличие в системе сертификации такого документа, как сертификат качества, а подтверждение соответствия продукции установ­ленным требованиям путем выдачи сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии (ст. 2, 20, 21 этого федерального закона). Тем не менее есть все основания пола­гать, что правило ст. 456 ГК РФ должно относиться к сертификатам соответствия, декларациям о соответствии.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обяза­тельной сертификации, и Единый перечень продукции, под­тверждение соответствия которой осуществляется в форме при­нятия декларации о соответствии (далее — перечни), в которых перечисляются и медицинские изделия. При этом медицински­ми изделиями являются любые инструменты, аппараты, прибо­ры, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состо­яния организма человека, проведения медицинских исследо­ваний, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предот­вращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воз­действия на организм человека (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ).

Таким образом, если упомянутые в вопросе хирургическое белье и хирургические инструменты (конкретные виды такой продукции, обозначенные в аукционной документации) вхо­дят в перечни, требование заказчика о предоставлении серти­фиката соответствия или декларации о соответствии в отно­шении таких товаров является обоснованным.

Согласно ч. 4 ст. 38 Закона № 323-ФЗ, на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистри­рованных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 6 Правил государственной реги­страции медицинских изделий, утвержденных постановле­нием Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации меди­цинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Поскольку хирургическое белье, хирургические инструмен­ты относятся к медицинским изделиям, следует полагать, что требование заказчика о представлении копий регистраци­онных удостоверений на эти виды товаров не противоречит законодательству.

Алексей Александров и Павел Ерин,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосводоканалОЭКМОЭКМосгаз
КапстройситиФУДДоркомэкспо