Осуществляется закупка проблесковых маячков в соответствии с Законом № 44-ФЗ путем проведения запроса котировок. Необходимо руководствоваться:
— постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (далее — постановление № 968);
— приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155 (далее — приказ № 155).
Участник закупки для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции произведенной на территории РФ продукцией (в случае если товар произведен на территории РФ на основании п. 7 постановления № 968) представляет в составе заявки копию одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подп. «а» п. 6 постановления № 968;
б) выданное Министерством промышленности и торговли РФ подтверждение производства на территории РФ предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции в случае, установленном подп. «б» п. 6 постановления № 968;
в) выданное Министерством промышленности и торговли РФ уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли РФ уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подп. «в» п. 6 постановления № 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подп. «г» п. 6 постановления № 968.
В то же время в соответствии с приказом № 155, если товар попадает под действие этого приказа, участник подтверждает страну происхождения товара декларацией о стране происхождения товара (наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).
Если участник предлагает товар российского происхождения и представляет в соответствии с постановлением № 968 один из документов, указанных выше, то обязан ли он декларировать страну происхождения уже на основании приказа № 155?
Часть 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривает возможность установления нормативными правовыми актами Правительства РФ запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок товаров, работ и услуг (далее — закупки).
В частности, такие ограничения установлены постановлением № 968. Согласно п. 7 постановления № 968, участник закупки подтверждает факт производства отдельных видов радиоэлектронной продукции на территории РФ копией одного из документов, указанных в этом пункте.
В силу п. 4 постановления № 968, в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными этим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, которые определены приказом № 155.
Приказ (см. п. 1 приказа № 155) определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств (условия допуска) и перечисленных в прилагаемой к этому приказу таблице.
В п. 9 приказа № 155 указано, что для целей реализации этого приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке, в частности при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, требование об указании (декларировании) участником запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок страны происхождения поставляемого товара.
При проведении запроса котировок в контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника запроса котировок, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа (п. 10 приказа № 155).
В связи с изложенным обратим внимание на следующее. При осуществлении путем проведения запроса котировок закупки товара, который одновременно входит в перечень, прилагаемый к постановлению № 968, и включен в приложение к приказу № 155, заказчик применяет условия допуска товаров, установленные приказом № 155, только в случае если ограничения, установленные постановлением № 968, не применяются (заявки участника запроса котировок с предложением о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции иностранного происхождения не отклоняются). Это может иметь место, в частности, если участники закупки заявили о поставке товара российского происхождения, но не подтвердили этот факт представлением копии одного из документов, указанных в п. 7 постановления № 968 (см. письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № Д28и-430, постановление АС Центрального округа от 13.10.2017 № Ф10-869/17, решение Челябинского УФАС России от 29.03.2018 № 170-ж/2018, решение Новгородского УФАС России от 07.12.2017 № 7038/03). Применение ограничений, предусмотренных постановлением № 968, исключает необходимость применения условий допуска, установленных приказом № 155, поэтому декларировать страну происхождения товара участнику закупки в этом случае не требуется.
Может сложиться ситуация, когда участник закупки представил копию документа из числа указанных в п. 7 постановления № 968, но основания отклонить заявки с предложениями о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, у заказчика не возникли (в частности, в случае если только один участник закупки предложил поставить товар российского происхождения). В связи с этим обратим внимание, что п. 9 приказа № 155 имеет для заказчика рекомендательный характер. Форма декларации участника закупки, подтверждающей страну происхождения товаров, ни этим приказом, ни иным нормативным правовым актом не установлена. Поэтому мы полагаем, что при наличии в составе заявки на участие в запросе котировок копии документа, предусмотренного п. 7 постановления № 968, который подтверждает, что предлагаемая к поставке радиоэлектронная продукция произведена на территории России, заказчик не вправе рассматривать такую заявку как содержащую предложение о поставке товара иностранного происхождения (не из стран — участников Евразийского экономического союза) для целей применения условий допуска в соответствии с приказом № 155 (см. в связи с этим решение Хабаровского УФАС России от 18.12.2017 № 465).
Учитывая изложенное, представляется целесообразным устанавливать в документации о закупке требование о декларировании страны происхождения товара, кроме случаев, когда производство товара, относящегося к отдельным видам радиоэлектронной продукции, указанным в перечне, на территории Российской Федерации подтверждается копией одного из документов, указанных в п. 7 постановления № 968.