На предложение запроса котировок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) поступило 7 заявок. Из них 5 содержат предложения товаров, входящих в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление № 968), наполовину российского производства, наполовину китайского. Две заявки — полностью с предложением товаров российского производства. Правомерно ли были отклонены 5 заявок, содержащих предложения о поставке товаров как российского происхождения, так и произведенных на территории Китая, и допущены до торгов лишь 2 заявки с предложениями товаров полностью российского происхождения?
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются ограничения допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения для целей осуществления закупок (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Упомянутым постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление № 968).
Пункт 2 постановления № 968 определяет, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
— содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории РФ;
— не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Буквально из п. 2 постановления № 968 следует, что заказчик отклоняет любые заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств. При этом постановлением № 968 не предусмотрена возможность применения установленных им ограничений при рассмотрении смешанных заявок, содержащих предложение о поставке как российских, так и иностранных товаров. Соответственно, если участник запроса котировок в своей заявке предлагает наряду с российскими товары, произведенные в иностранных государствах, такая заявка признается содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения. Косвенно данный вывод подтверждается решением Сахалинского УФАС Рос-сии от 22.11.2016 № 478/16, а также официальными разъяснениями и материалами правоприменительной практики по применению ограничений закупки иных товаров иностранного производства, установленных аналогичным образом (см. п. 1 письма ФАС России от 19.02.2016 № ИА/10439/16, п. 2 решения УФАС по Магаданской области от 16.08.2016 № 04-30/97-2016).
Поскольку в рассматриваемом случае участниками закупки было подано две заявки, содержащие предложение о поставке товаров только российского происхождения, полагаем, что заявки, в которых в отношении различных товарных позиций предлагается поставить товары, произведенные на территории как России, так и иностранного государства (Китая), отклонены заказчиком правомерно.