НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Чем должно руководствоваться муниципальное казенное учреждение при заключении договора газоснабжения с газоснабжающей организацией для установления порядка ответственности сторон и начисления штрафов, неустоек и пеней?

Муниципальное казенное учреждение планирует заключить договор газоснабжения с газоснабжающей организацией. Договор будет заключен по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Газоснабжающая организация в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Муниципальное казенное учреждение руководствуется Законом № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. На основании какого нормативно-правового акта (постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 или Закона № 69-ФЗ) в договоре следует устанавливать порядок ответ­ственности сторон и начисление штрафов, неустоек и пеней?

Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 и п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, муниципальные казенные учреждения при заключении ими гражданско-правовых договоров (контрактов), направленных на закупку товаров, работ, услуг, должны руководствоваться положени­ями указанного закона.

В частности, ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что в контракт включается обязательное условие об ответ­ственности заказчика и поставщика (подрядчика, испол­нителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в случае просроч­ки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, пред­усмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполни­тель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного кон­трактом срока исполнения обязательства. Такая пеня уста­навливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадле­жащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотрен­ных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее — постановление № 1042) утверждены Правила опре­деления размера штрафа [...], где также определен размер пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), подлежа­щий уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при нарушении им своих обязательств.

В свою очередь, из ч. 2 — 5 ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что если потребитель газа не относится к одной из названных в данной статье специальных катего­рий, то в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке он обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирова­ния ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Для некоторых потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, приобретающих газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающих организаций) ука­занный выше размер неустойки начинает действовать после истечения определенного льготного периода просрочки, в течение которого неустойка начисляется исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просроч­ки. Размер пени, уплачиваемого поставщиком газа за неисполнение своих обязательств, равно как и размер штрафа, уплачиваемого потребителем, положения Закона № 69-ФЗ не устанавливают. Отсутствуют соответствующие нормы и в Правилах поставки газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 во исполнение ст. 8 и 18 Закона № 69-ФЗ.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что Закон № 69-ФЗ и принятые в соответствии с ним норма­тивные правовые акты не содержат положений, регули­рующих ответственность поставщика газа в виде пеней или штрафов, а также ответственность потребителя в виде штрафов. Поэтому в этой части указанный закон не про­тиворечит ни Закону № 44-ФЗ, ни постановлению № 1042. Соответственно, в силу ст. 421 ГК РФ, ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ст. 18 Закона № 69-ФЗ отсутствуют препятствия для установ­ления в заключаемом в рассматриваемом случае контракте ответственности поставщика в виде пени и ответственности заказчика в виде штрафа в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ и постановления № 1042.

Однако в части размера пени, подлежащей взысканию с потребителя газа, положения Закона № 69-ФЗ и Закона № 44-ФЗ очевидно противоречат друг другу. При этом в правоприменительной практике нет единого подхода отно­сительно того, нормы какого из двух вышеприведенных законов обладают приоритетом при заключении контракта муниципальным заказчиком.

По нашему мнению, во-первых, положения, устанав­ливающие повышенный размер ответственности потреби­телей энергоресурсов, в том числе и газа, были введены в законодательство позже даты вступления в силу Закона № 44-ФЗ — 5 декабря 2015 года и 1 января 2016 года (ст. 9 Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ) с целью стимулирования потребителей надлежащим образом испол­нять обязательства в сфере энергетики и предотвращения ситуаций фактического кредитования потребителей за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых компаний (пояснительная записка к Закону № 307-ФЗ). Поэтому установление для заказчиков, заключающих кон­тракты в соответствии с Законом № 44-ФЗ, более низко­го размера неустойки не способствовало бы реализации данной цели и ставило бы их в более выгодное положение по сравнению с другими аналогичными потребителями. Во-вторых, ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ прямо установлено, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требования ч. 4 — 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (то есть в том числе о размере неустойки) заказчиком к заключаемому контракту могут не применяться. Иными словами, сам Закон № 44-ФЗ делает необяза­тельными собственные положения о размере неустойки в случаях заключения контрактов на оказание услуг по газоснабжению.

В связи с изложенным в рассматриваемом случае рекомендуется согласовать в контракте размер пени, подлежа­щий уплате заказчиком в случае неисполнения обязатель­ства по оплате поставленного газа, в соответствии с положе­ниями ст. 25 Закона № 69-ФЗ. Что же касается размера пени, подлежащего уплате поставщиком газа, а также штрафов, уплачиваемых заказчиком, то данные положения могут быть как включены в контракт по соглашению сторон, так и не присутствовать там, поскольку нормы ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ устраняют обязательность закрепления этих мер ответственности в контракте, заключаемом в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Сергей Широков,
эксперт службы правово­го консалтинга ГАРАНТ,
кандидат юридических наук


Назад в раздел

МосинжпроектМоскапстройКростТеплоцентрстрой
КапстройситиФУДВК