Муниципальное казенное учреждение планирует заключить договор газоснабжения с газоснабжающей организацией. Договор будет заключен по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Газоснабжающая организация в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Муниципальное казенное учреждение руководствуется Законом № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. На основании какого нормативно-правового акта (постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 или Закона № 69-ФЗ) в договоре следует устанавливать порядок ответственности сторон и начисление штрафов, неустоек и пеней?
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 и п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, муниципальные казенные учреждения при заключении ими гражданско-правовых договоров (контрактов), направленных на закупку товаров, работ, услуг, должны руководствоваться положениями указанного закона.
В частности, ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее — постановление № 1042) утверждены Правила определения размера штрафа [...], где также определен размер пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), подлежащий уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при нарушении им своих обязательств.
В свою очередь, из ч. 2 — 5 ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что если потребитель газа не относится к одной из названных в данной статье специальных категорий, то в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке он обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Для некоторых потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, приобретающих газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающих организаций) указанный выше размер неустойки начинает действовать после истечения определенного льготного периода просрочки, в течение которого неустойка начисляется исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Размер пени, уплачиваемого поставщиком газа за неисполнение своих обязательств, равно как и размер штрафа, уплачиваемого потребителем, положения Закона № 69-ФЗ не устанавливают. Отсутствуют соответствующие нормы и в Правилах поставки газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 во исполнение ст. 8 и 18 Закона № 69-ФЗ.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что Закон № 69-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не содержат положений, регулирующих ответственность поставщика газа в виде пеней или штрафов, а также ответственность потребителя в виде штрафов. Поэтому в этой части указанный закон не противоречит ни Закону № 44-ФЗ, ни постановлению № 1042. Соответственно, в силу ст. 421 ГК РФ, ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ст. 18 Закона № 69-ФЗ отсутствуют препятствия для установления в заключаемом в рассматриваемом случае контракте ответственности поставщика в виде пени и ответственности заказчика в виде штрафа в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ и постановления № 1042.
Однако в части размера пени, подлежащей взысканию с потребителя газа, положения Закона № 69-ФЗ и Закона № 44-ФЗ очевидно противоречат друг другу. При этом в правоприменительной практике нет единого подхода относительно того, нормы какого из двух вышеприведенных законов обладают приоритетом при заключении контракта муниципальным заказчиком.
По нашему мнению, во-первых, положения, устанавливающие повышенный размер ответственности потребителей энергоресурсов, в том числе и газа, были введены в законодательство позже даты вступления в силу Закона № 44-ФЗ — 5 декабря 2015 года и 1 января 2016 года (ст. 9 Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ) с целью стимулирования потребителей надлежащим образом исполнять обязательства в сфере энергетики и предотвращения ситуаций фактического кредитования потребителей за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых компаний (пояснительная записка к Закону № 307-ФЗ). Поэтому установление для заказчиков, заключающих контракты в соответствии с Законом № 44-ФЗ, более низкого размера неустойки не способствовало бы реализации данной цели и ставило бы их в более выгодное положение по сравнению с другими аналогичными потребителями. Во-вторых, ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ прямо установлено, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требования ч. 4 — 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (то есть в том числе о размере неустойки) заказчиком к заключаемому контракту могут не применяться. Иными словами, сам Закон № 44-ФЗ делает необязательными собственные положения о размере неустойки в случаях заключения контрактов на оказание услуг по газоснабжению.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае рекомендуется согласовать в контракте размер пени, подлежащий уплате заказчиком в случае неисполнения обязательства по оплате поставленного газа, в соответствии с положениями ст. 25 Закона № 69-ФЗ. Что же касается размера пени, подлежащего уплате поставщиком газа, а также штрафов, уплачиваемых заказчиком, то данные положения могут быть как включены в контракт по соглашению сторон, так и не присутствовать там, поскольку нормы ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ устраняют обязательность закрепления этих мер ответственности в контракте, заключаемом в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
кандидат юридических наук