НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Имеет ли право поставщик заменить часть товара ненадлежащего, по мнению заказчика, качества из первой поставки на товар надлежащего качества, и обязан ли он вдобавок к замене заплатить штраф? Законно ли требование со стороны заказчика в случае признания им части товара из второй поставки товаром ненадлежащего качества об оплате штрафа поставщиком второй раз, то есть дважды?

В контракте, заключенном по результатам аукциона в элек­тронной форме в соответствии с Законом № 44-ФЗ, пред­усмотрен штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту в размере 10%. Контрактом пред­усмотрена поставка продуктов питания партиями по заявкам заказчика.

Условиями контракта на поставку продуктов питания пред­усматривается, что поставка товара осуществляется по заяв­кам заказчика; товар передается по накладным; претензии по качеству могут быть заявлены в течение 15 дней с момента передачи товара; за не связанное с просрочкой неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, пред­усмотренных контрактом, подлежат начислению штрафы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Поставщику была выставлена претензия о поставке некачественного товара по одной из накладных. Поставщик не признал, что товар некаче­ственный, однако заменил его.

1) Заказчик утверждает, что часть партии товара постав­лена ненадлежащего качества, поставщик предлагает заме­нить этот товар на товар надлежащего качества (при этом поставщик не согласен с тем, что товар ненадлежащего каче­ства). Должен ли поставщик в случае замены части партии товара заплатить штраф?

2) При поставке второй партии товара заказчик опять утверждает, что часть из партии поставленного товара — ненадлежащего качества, и снова просит заплатить штраф. Таким образом, в претензиях два штрафа. Может ли заказчик требовать уплаты штрафа дважды?

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положе­ниях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 525 ГК РФ), положения, пред­усмотренные параграфом 1 гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. Кроме того, к такому договору поставки применяются общие положе­ния ГК РФ об обязательствах и о договоре (соответственно подразделы 1 и 2 раздела III части первой ГК РФ). Согласно ст. 469 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если недостатки товара не были оговорены про­давцом, покупатель, которому передан товар ненадлежа-щего качества, вправе по своему выбору предъявить про­давцу требования, предусмотренные в ст. 475 ГК РФ. Соответственно, если по контракту, заключенному в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчику был поставлен некачественный товар, то он праве предъявить к поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ.

Применительно к отношениям по контрактам, заклю­ченным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, это правило конкретизируется положениями ст. 34 указанного закона. В соответствии с ч. 6, 7, 8 той же статьи, в случае просроч­ки исполнения контрагентом обязательств, предусмотрен­ных контрактом, заказчик направляет контрагенту требо­вание об уплате пеней, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, — требование об уплате штрафов.

Исполнение контракта с нарушением условия о каче­стве товара не может рассматриваться как надлежащее (ст. 309 ГК РФ), то есть является основанием для наступле­ния гражданско-правовой ответственности. Однако если покупатель (заказчик), воспользовавшись правом, предоставленным ему ст. 475 ГК РФ и ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, откажется принимать поставленный товар ненадлежащего качества и потребует его замены, а поставщик удовлетворит требование заказчика, то предусмотренное контрактом обя­зательство поставщика передать заказчику соответствующий товар надлежащего качества должно считаться исполнен­ным. Разумеется, если товар, соответствующий условиям контракта о качестве, передан заказчику за пределами предусмотренного контрактом срока, то имеет место просрочка поставки, что является основанием для направления заказ­чиком поставщику требования об уплате пеней. Однако при таких обстоятельствах сама по себе приведенная в вопросе информация не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с поставщика штрафа.

Под неустойкой (пеней, штрафом) понимается опреде­ленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполне­ния или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 2 ст. 330, п. 1 ст. 394 ГК РФ). Применительно к рассматрива­емой ситуации передача поставщиком заказчику товаров, указанных в конкретной заявке последнего, осуществляется в рамках исполнения самостоятельного (отдельного) обяза­тельства. Если контрактом предусматривается неоднократ­ное направление заказчиком поставщику таких заявок (или поставка товара партиями), то каждая поставка товаров, указанных в таких заявках (поставка каждой партии товара), представляет собой исполнение отдельного обязательства (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Иными словами, из одного договора (контракта) может возникать не одно, а несколько обязательств. Следовательно, при нарушении поставщиком каж­дого из таких обязательств заказчик обязан направить ему требование об уплате неустойки. Если нарушение связано с просрочкой поставки товара, то в требовании указыва­ется на необходимость уплаты пеней, а в иных случаях — штрафа.

Алексей Александров, Лилия Баркова,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГеопроектизысканияМосгазТеплоцентрстройСатори
АКСИТЕХШвабе