Уполномоченным учреждением в Единой информационной сети размещено извещение о проведении запроса котировок. В извещении указано, что в письменной форме заявки подаются по соответствующему почтовому адресу. В форме электронного документа заявка подается с использованием Единой информационной системы, при этом заявка должна быть подписана усиленной подписью в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ.
Участник запроса котировок по телефону сообщил уполномоченному учреждению о том, что котировочная заявка, направленная им в форме заказного письма, находится в почтовом отделении связи уже три дня, однако почтовое отделение связи по каким-то причинам не вручило письмо с заявкой получателю. Участник обратился с просьбой получить письмо в почтовом отделении связи и сообщил уполномоченному учреждению трек почтового отправления.
Может ли уполномоченное учреждение не реагировать на просьбу участника и не получать письмо в почтовом отделении связи? Будут ли данные действия комиссии являться нарушением положений Закона № 44-ФЗ?
Согласно ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. Закон № 44-ФЗ не регламентирует порядок представления заказчику участниками закупки заявок на участие в запросе котировок в письменной форме. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки представлять заявку на участие в запросе котировок в письменной форме непосредственно заказчику (нарочным), не запрещает направлять такие заявки через организацию связи, но в то же время и не обязывает заказчиков самостоятельно (до получения уведомлений и извещений, предусмотренных Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234) предпринимать меры для получения в организации связи заявок, направленных участниками закупки. Поэтому формально в приведенной ситуации уполномоченное учреждение до получения соответствующего извещения из отделения связи не обязано предпринимать меры для получения заявки.
Вместе с тем в приведенной ситуации возможное развитие событий, безусловно, зависит от конкретных обстоятельств. Так, нельзя исключить, что извещение о поступлении заказного почтового отправления направлялось отделением связи заказчику и было им получено (напомним, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним). Кроме того, представляется вполне вероятным, что в случае возникновения спора бездействие заказчика, обладавшего информацией о поступлении заявки в отделение связи, но не предпринявшего меры для ее получения на том формальном основании, что ему не поступило извещение из организации связи, может быть квалифицировано как ограничивающее конкуренцию.
В связи с вышеизложенным нельзя однозначно оценить последствия, которые могут наступить в том случае, если уполномоченное учреждение не предпримет меры для самостоятельного получения заявки в отделении связи. Как показывает правоприменительная практика, в схожих (хотя и не аналогичных) ситуациях позиция, которую занимают территориальные органы ФАС, зависит от конкретных обстоятельств дела.