НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Можно ли и каким образом расторгнуть контракт, если потребность в товаре у заказчика отпала, и что делать с невостребованным остатком товара?

Заказчик по результатам аукциона заключил государственный контракт на поставку продуктов питания.

Может возникнуть такая ситуация, что к окончанию срока действия контракта образуется невостребованный остаток продуктов. Поставщик отказывается подписывать соглашение о расторжении договора на невыбранный остаток. В условиях контракта установлено, что поставщик поставляет и переда­ет заказчику товар, предусмотренный контрактом, в соответ­ствии с заявкой и в соответствии с требованиями и условиями контракта, а также спецификацией поставляемого товара. Срок поставки товара — с даты заключения контракта (но не ранее 01.02.2017) до 29.12.2017. Поставка товара заказчику осуществляется поставщиком по заявке заказчика. В части исполнения условий поставки контракт действует с даты заключения контракта (но не ранее 01.02.2017) до 29.12.2017, а в части оплаты — до 31.01.2018.

Каким образом можно расторгнуть контракт, если потреб­ность в товаре у заказчика отпала?

Обязан ли заказчик обеспечить приемку всего предусмотрен­ного контрактом количества товара?

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в слу­чаях, установленных Правительством РФ, указываются ори­ентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Исходя из положений ч. 18 ст. 34, подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по пред­ложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что Законом № 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Пункт 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, опреде­ляющий содержание извещения об осуществлении закупки (извещение), а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона № 44-ФЗ — частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ устанавливает специальное пра­вило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг невозможно определить.

Такая возможность признается для:

— работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;

— услуг связи;

— юридических услуг;

— медицинских услуг;

— образовательных услуг;

— услуг общественного питания;

— услуг переводчика;

— услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

— гостиничных услуг;

— услуг по проведению оценки.

При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запас­ной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе испол­нения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации.

Как видится, из характера данного исключения вытекает, что в прочих случаях по общему правилу контракт определяет количество товаров, объем работ или услуг по контракту в целом и, соответственно, цену контракта — за все количество или объем.

То же относится к определению срока или сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Также п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ указывает на необходимость уточнения и сроков поставки товара или завершения работы либо графи­ка оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного усло­вия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным кон­трактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, по общему правилу контракт должен опре­делять общее количество товара, объем работ или услуг и цену за все такое количество или объем, за исключением случаев, прямо указанных в Законе № 44-ФЗ, а также сроки их постав­ки, выполнения или оказания.

Вместе с тем, как представляется, заказчик вправе опре­делить в контракте, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, могут определяться заявками заказчика.

Дело в том, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает порядок определения и исчисления сроков. В связи с этим следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых основан этот закон (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Согласно же ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, кото­рый исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом возможность поставки товара партиями, в том числе формируемыми в соответствии с указаниями (разнарядками, заявками) заказчика, предусмотрена ст. 508, 509 ГК РФ, которые могут применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ. Возможность установления промежуточных сроков выполнения работ, в том числе носящих характер выделения этапов, предусмотрена ст. 708 ГК РФ, которая может приме­няться к поставкам товаров для государственных и муници­пальных нужд в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. Та же норма может применяться и к договорам, контрактам на оказание услуг в силу ст. 783 ГК РФ.

Соответственно, контракт может устанавливать общий срок поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определенным периодом времени — сроком исполнения обя­зательств по контракту одновременно с установлением усло­вия об определении количества, объема и сроков исполнения отдельных обязательств в рамках указанного срока заявками заказчика, формируемыми исходя из его текущих потреб­ностей.

Следует заметить, что установление таких условий может вызвать предъявление претензий со стороны контролиру­ющих органов, полагающих, что, исходя из той же ст. 190 ГК РФ, сроки поставки отдельных партий товаров не могут исчисляться начиная с даты, не определенной в контракте изначально.

По всей вероятности, требование закона об определе­нии количества товара, объема работ или услуги, их цены в твердых размерах не означает, что в отсутствие обстоя­тельств, позволяющих изменить указанные условия кон­тракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такое требование не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответствен­ности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осущест­вления закупок (ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ). Ведь в случае если, например, потребность в поставке каких-либо товаров, выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.

Как видится, с учетом запрета на изменение контракта одним из наиболее очевидных вариантов разрешения ситу­ации, когда у заказчика фактически отпала необходимость в получении части товара по контракту, является расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчи­ком исполнения в необходимом ему объеме.

Таким образом, если в ходе исполнения контракта потреб­ность в выполнении части объема работ отпала, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Если соглашение о расторжении контракта не будет достигнуто, то поставщик будет вправе требовать приемки и оплаты всего количества товара, предусмотренного кон­трактом.

Кроме того, скорее всего допустим вариант, когда по испол­нении контракта в объеме фактически сложившейся потреб­ности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.

Что же касается обязанности заказчика обеспечить при­емку всего предусмотренного контрактом количества товара, то этот вопрос, как представляется, должен решаться исходя из условий контракта. Если указанный в вопросе контракт представляет собой стандартный договор купли-продажи (поставки), по которому стороны договорились о поставке заказчику определенного количества товара, заказчик (поку­патель) обязан принять все предусмотренное контрактом количество товара. Если он без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не при­нимает товар от поставщика или отказывается от его при­нятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара (п. 4 ст. 514 ГК РФ). Это правило распространяется и на отношения в сфере закупок (п. 2 ст. 525 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). При исполнении поставщиком всех своих обязательств по контракту он вправе в случае отказа заказчика принять часть товара, рассчитывать на получение всей цены, оговоренной контрактом. Если же условиями контракта оговорено, что поставке подлежит то количество товара, которое будет указано в заявках заказчика (разумеет­ся, в пределах общего количества, указанного в контракте), то представляется, что поставщик не вправе требовать от заказчика принятия товара в количестве, предусмотренном контрактом.

Алексей Александров, Ольга Жгулева,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ЭнергокомплексГераГлавУПДКМИЦ
СтройИнвест-3ФондФУДКапстройсити