Каков порядок применения в совокупности ограничений, устанавливаемых ч. 2 ст. 72 и п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, по 10 и 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком?
Другими словами, заказчики при осуществлении закупок обязаны использовать иные конкурентные способы определения поставщиков, так чтобы совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем конкурентных способов, не был менее 85% размера средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, или объем закупок не должен быть менее 90%?
Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) вступил в силу только с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.
Обратим внимание, что согласно ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 указанного закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн руб. в год.
В соответствии же с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 5% объема средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Как видим, и ч. 2 ст. 72, и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ устанавливают ограничения на совокупный объем закупки товаров, работ, услуг отдельно по конкретным способам закупки — запросу котировок и закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя соответственно. При этом ни ч. 2 ст. 72, ни п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни иными положениями данного закона не ограничен размер совокупного годового объема закупок, осуществляемых по указанным основаниям в зависимости от использования заказчиком иных способов закупки. Поэтому предельные суммы средств, предусмотренных для размещения заказа обоими из указанных способов, на наш взгляд, должны рассчитываться заказчиком независимо друг от друга. Например, если заказчик планирует осуществлять закупки в предельных размерах, установленных ч. 2 ст. 72 и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, расчет совокупного годового объема закупок будет выглядеть следующим образом:
100% совокупный годовой объем закупок = 10% закупок, размещаемых путем проведения запроса котировок, + 5% закупок, размещаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, + 85% закупок, размещаемых иными способами.
Заметим, что схожая логика применялась контролирующими органами в отношении лимитов, установленных ч. 3 ст. 42 и п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для размещения заказов на приобретение одноименных товаров, работ, услуг путем запроса котировок и у единственного контрагента (см., например, письма Минэкономразвития России от 03.03.2009 № Д05-1080 и от 15.10.2008 № Д05-4415).
Отметим также, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок в целях исчисления указанных выше предельных сумм закупок в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ осуществляется без использования планов-графиков. К сожалению, Закон № 44-ФЗ не содержит специальных указаний ни относительно того, каким образом осуществляется в 2014 и 2015 годах расчет общей суммы средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, ни о том, учитывается ли при определении соблюдения указанных ограничений сумма цен контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Однако зачет таких сумм в счет установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ лимита может быть обоснован указанием этого пункта, что данный лимит установлен в процентах от «размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика» (пусть даже определяемых и не в соответствии с планом-графиком) без оговорок о том, в каком именно периоде заключены контракты. Тем более что сам расчет общей суммы, исходя из того же указания, на наш взгляд, логично определять из сумм доведенных лимитов финансирования государственных или муниципальных заказчиков — получателей соответствующих бюджетов (п. 2 ст. 72 БК РФ) или суммы, указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности заказчика — бюджетного учреждения (ст. 9.1, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Именно такая логика была применена к вопросу о порядке расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18 августа 2009 года № АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В приведенном в нем примере расчета заказчику предлагается определять долю (от 10 до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в соответствующий перечень (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 № Д28и-878).