Федеральное бюджетное учреждение планирует заключить договоры банковского счета в пользу работников с выдачей последним банковских карт, на которые будет перечисляться их заработная плата (так называемый «зарплатный проект»). Банк оказывает учреждению данную услугу безвозмездно.
Является ли она в данном случае закупкой, осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ?
Если исполнение указанного в вопросе договора не связано с расходованием заказчиком денежных средств, его заключение не требует соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.
Обоснование позиции
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Отношения, к которым не применяется данный закон, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого закона, при этом соглашения, подобные упомянутому в вопросе, к таким исключениям не отнесены.
В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ договор банковского счета относится к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Исходя из положений ст. 851 ГК РФ, договор банковского счета предполагается возмездным, если иное не установлено самим договором. Иными словами, бюджетное учреждение должно исходить из того, что заключение такого договора может потребовать расходования бюджетных или внебюджетных средств до тех пор, пока не будет достигнута иная договоренность с банком. Если указанный в вопросе договор между банком и бюджетным учреждением является возмездным, то заключение такого договора подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ не содержит положений, которые прямо исключали бы из сферы его действия отношения, связанные с безвозмездным приобретением заказчиками товаров (работ, услуг). Вместе с тем по смыслу Закона № 44-ФЗ любые закупки (то есть действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд) должны осуществляться с соблюдением порядка, установленного этим законом. В свою очередь, положения Закона № 44-ФЗ не предполагают возможности удовлетворения потребностей государственного или муниципального заказчика в товарах (работах, услугах) иначе как путем заключения возмездного контракта, причем такого, встречное обязательство заказчика по которому является именно денежным. Поэтому, как нам представляется, положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения по заключению заказчиками договоров, исполнение которых не требует расходования заказчиком денежных средств. Тем более не может рассматриваться как закупка (а следовательно, и не требует соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ) заключение заказчиком такого соглашения, которое по существу имеет технический характер и не является основанием для возникновения взаимных обязательств между заказчиком и контрагентом (очевидно, например, что исполнение соглашения, направленного на реализацию «зарплатного проекта», зависит в том числе и от воли работников, действия которых необходимы для открытия им счетов в банке). Приведенные основания позволяют сделать вывод, что если упомянутый в вопросе договор не влечет возникновения у заказчика каких-либо денежных обязательств, его заключение не должно квалифицироваться как закупка, а значит, не требуется соблюдение порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ. Аналогичный подход, предполагающий, что одним из условий регулирования гражданско-правового договора нормами законодательства о государственных закупках является необходимость финансирования исполнения такого договора заказчиком, можно обнаружить в судебной практике применительно к положениям ныне утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (см., напр., решение ВАС РФ от 25.04.2011 № ВАС-2237/11, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2013 № Ф04-2923/13 по делу № А46-29751/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 № 17АП-8015/14).
В заключение подчеркнем, что в рамках настоящей консультации мы не можем однозначно квалифицировать упомянутый в вопросе договор и оценить, может ли его заключение рассматриваться как закупка, которая должна осуществляться с соблюдением законодательства о контрактной системе. Какой-либо правоприменительной практики по заданному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями вы можете обратиться в ФАС России (подп. 5.3.1.12 подп. 5.3 п. 5, подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).