ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Как затраты на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, которые не подпадают под действие закона № 44-ФЗ, отражаются арендатором при наличии договора на возмещение затрат?

Обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора в соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ и не подпадает под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд».

Заключение же гражданско-правовых договоров на возмещение арендодателю расходов по содержанию имущества под регулирование Закона № 44-ФЗ действительно не подпадает. Соответственно, действия по их заключению и исполнению для целей применения данного закона закупкой не являются. Такие договоры не могут квалифицироваться как контракты, заклю­ченные по какому бы то ни было основанию, предусмотренному Законом № 44-ФЗ, в связи с чем и средства, направляемые на оплату таких договоров, нельзя рассматривать как расходу­емые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Поэтому такие суммы не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок.

Как следует отразить сведения о возмещении арендатором (заказчиком) арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, если возмещение затрат осуществляется на основании договора?

План-график размещения заказов (план-график) на 2018 год формируется в соответствии с порядком, утвержден­ным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н с учетом особенно­стей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н (осо­бенности).

Пунктом 4 особенностей предусмотрено, что план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого кон­курса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с огра­ниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аук­циона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя), а также способом определения поставщика (под­рядчика, исполнителя), определяемым в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, закупка товара, рабо­ты, услуги для обеспечения государственных или муници­пальных нужд (закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном этим феде­ральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчи­ка, исполнителя, контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соот­ветствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заклю­чения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Под контрактом, порядок заключения и особенности исполнения которого регулируются Законом № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 того же федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, любая закупка, которая осуществляется в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, сопровождается заключением контракта, а контракт, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с приобретением заказчи­ком товара, работы или услуги в рамках процедур закупки, предусмотренных этим законом.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является одним из способов определения контрагента при осуществлении закупок (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Как верно отмечено в вопросе, арендатор (в том числе заказчик, обязанный руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ) возмещает арендодателю расходы на опла­ту коммунальных услуг и прочие затраты, связанные с содержанием имущества, не в качестве оплаты товара, рабо­ты или услуги. Такое возмещение является обязанностью арендодателя в силу требования закона (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Поэтому договор, предметом которого является возмещение арендатором арендодателю таких расходов, по существу, устанавливает лишь порядок расчета и уплаты соответству­ющих сумм. Внося арендодателю такие платежи, арендатор (заказчик) не приобретает какие-либо дополнительные по отношению к уже заключенному договору аренды товары (работы, услуги), то есть не осуществляет закупку, поэтому на договор, который определяет порядок возмещения упомянутых расходов, положения Закона № 44-ФЗ не распро­страняются.

Следовательно, в рамках отношений по возмещению арен­датором затрат на содержание арендуемого имущества арен­додатель не является единственным контрагентом, закупка у которого осуществляется на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или любой другой нормы этого закона.

Между тем, как следует из упомянутых выше порядка и особенностей, в план-график вносятся сведения именно о закупках товаров, работ и услуг.

Поскольку договор о возмещении арендодателю расходов на оплату коммунальных услуг и прочих затрат, связанных с содержанием имущества, заключается не в рамках закупки товара, работы или услуги (то есть не является контрактом, на который распространяются положения Закона № 44-ФЗ), сведения о возмещении арендодателю таких затрат, включая суммы возмещаемых расходов, в план-график размещения заказов не включаются.

Алексей Александров, Павел Ерин,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МИЦМоскапстройГлавУПДККапитал
ДоркомэкспоФондСтроительная