Есть ли право у заказчика, действующего согласно Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливать обязательное требование, чтобы участники закупки являлись плательщиками НДС? Есть ли такое же право у заказчика, действующего согласно Закону № 44-ФЗ?
Заказчики ни по одному из указанных законов не могут устанавливать требования к участникам закупки о применении общей системы налогообложения.
Заказчики, входящие в отдельные категории юридических лиц, должны устанавливать порядок формирования цены договора, включая учет налоговых платежей, а также вправе устанавливать систему оценки ценовых предложений участников закупки, учитывая применяемую ими систему налогообложения, при условии, что это не дискриминирует ни одну из категорий участников закупки.
Обоснование вывода
I. Из п. 4 ст. 4 Закона № 44-ФЗ следует, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), а также любое физическое лицо. Ограничения и запрет допуска к участию в закупках в отношении иностранных лиц при выполнении работ, оказании услуг (а также в отношении предложения иностранных товаров, но не поставщиков) могут быть установлены Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Возможность ограничения участия в закупках в зависимости от применяемой системы налогообложения законом не предусмотрена.
Требования, которые заказчик в любом случае обязан предъявить при осуществлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) к участникам закупки, перечислены в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, требования, которые заказчик в любом случае вправе предъявить, — в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а дополнительные требования, которые заказчик обязан предъявить к участникам закупки, если они установлены Правительством РФ, — в ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Ни в одной из этих норм требования о применении определенной системы налогообложения либо об обязательной уплате НДС не содержатся. При этом, как следует из ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, иные требования к участникам закупок заказчики устанавливать не вправе.
Таким образом, заказчики, руководствующиеся Законом № 44-ФЗ, не вправе устанавливать требования к участникам закупок о применении определенной системы налогообложения либо об обязательной уплате НДС.
Безусловно, при участии в закупке лиц, как являющихся, так и не являющихся плательщиками НДС, возникает ряд проблем в части определения составляющих цены контракта, однако это не является препятствием для участия в закупке лица, не являющегося плательщиком НДС, и заключения контракта с ним.
II. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки по этому закону также может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не содержит перечня требований, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Более того, за исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам закупки, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Развитие этого принципа также содержится в ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В последнем случае, как представляется, формулировка не совсем точна. Очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям. С учетом этих ограничений заказчик, руководствующийся Законом № 223-ФЗ, свободен в установлении требований к участникам закупок.
Вместе с тем следует учитывать, что Закон № 223-ФЗ, как следует из ч. 1 ст. 2 этого закона, является частью гражданского законодательства. При этом в силу ст. 2 НК РФ, п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство, по общему правилу, не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Обязанность уплаты НДС, равно как и освобождение от указанной обязанности, устанавливается именно налоговым законодательством, которое применяется вне зависимости от воли участников гражданского оборота. Причем представляется очевидным, что освобождение от обязанности уплаты НДС связывается законодателем с необходимостью поддержки тех или иных отраслей экономики, стимулирования проведения тех или иных операций. Соответственно, ограничение участия лиц, не являющихся плательщиками НДС, в закупках по Закону № 223-ФЗ, исходя из логики законодателя, противоречит смыслу норм налогового законодательства, устанавливающих освобождение от уплаты этого налога.
Кроме того, поскольку ставки НДС также устанавливаются налоговым законодательством и не могут быть изменены хозяйствующим субъектом по его воле, следует полагать, что требование об обязательной уплате НДС при исполнении договора по Закону № 223-ФЗ не может расцениваться как измеряемое.
Таким образом, по всей видимости, установление заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, требования к участникам закупки, несоблюдение которого влечет отказ в допуске к участию в закупке, о применении той или иной системы налогообложения или об обязательной уплате НДС при исполнении договора может быть квалифицировано как противоправное и дискриминирующее участников закупки, не являющихся плательщиками НДС в силу положений налогового законодательства.
Надо признать, что, несмотря на все усилия, найти официальные разъяснения или материалы правоприменительной практики, прямо разрешавшие бы данный вопрос, не удалось. Вместе с тем было найдено некоторое количество случаев, когда участники закупки обжаловали положения документации о закупке, устанавливающие различия в оценке заявок, в которых содержатся предложения по цене, включающие и не включающие НДС, именно как дискриминирующие участников закупки, не являющихся плательщиками этого налога. Как правило, жалобы признавались необоснованными, но не потому, что контролирующие органы или суды признавали правомерным ограничение участия в закупке лиц, не являющихся плательщиками НДС, а поскольку в этих конкретных случаях документация о закупке такие положения не содержала. Речь шла об установлении системы оценки заявок, позволяющей сравнивать предложения по цене, как содержащие, так и не содержащие НДС (см. постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2017 № Ф07-13843/16, решение УФАС по Ленинградской области от 02.08.2016 № Р/05/29, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 20.07.2016 № 02-111/18.1-16, решение УФАС по Иркутской области от 18.01.2017 № 21), либо об аналогичном описании порядка формирования цены договора, предусмотренном п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (см. также постановление Тринадцатого ААС от 03.04.2017 № 13АП-3389/17). Определение победителя процедуры определения контрагента в зависимости от уплаты или неуплаты им НДС неизменно признавалось неправомерным (см. постановление Шестого ААС от 09.12.2014 № 06АП-6445/14, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12.08.2015 № Т02-405/15, решение УФАС по Иркутской области от 18.01.2017 № 21, решение УФАС по Вологодской области от 20.11.2015 № 31-17АМ3/15, решение УФАС по Хабаровскому краю от 06.11.2014 № 8-01/310).
Следует полагать, что приведенные материалы косвенно подтверждают вывод о принципиальной невозможности установления заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, требования к участникам закупки об уплате НДС.