НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Можно ли закупки ГУП по приобретению электроэнергии, труб, топлива, средств для очистки воды и других необходимых материалов для оказания им услуг по водоснабжению и водоотведению осуществлять по закону № 223-ФЗ?

В ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ указано, что государственные унитарные предприятия могут закупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

ГУП оказывает услуги водоснабжения и водоотведения, заключая с целью их оказания контракты (договоры) с заказчи­ками. Для исполнения вышеуказанных договоров ГУП закупает электроэнергию, трубы, топливо, средства для очистки воды и другие необходимые материалы.

Можно ли такие закупки осуществлять в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: с 1 января 2017 года государственное унитарное предприятие вправе осуществлять указанные в вопросе закупки, руковод­ствуясь Законом № 223-ФЗ, при соблюдении одновременно следующих условий:

предприятие является исполнителем по государственному или муниципальному контракту и этот контракт не относится к контрактам, заключенным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

закупаемые работы, товары или услуги будут использовать­ся именно для исполнения предприятием обязательств, предус­мотренных государственным или муниципальным контрактом;

в срок до 31 декабря 2016 года предприятие по установ­ленным Законом № 223-ФЗ правилам приняло и разместило в ЕИС положение о закупке, распространяющее свое действие на закупки, которые в порядке исключения в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ могут осуществляться предприятием в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке.

Обоснование вывода

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ, установили, что с 1 января 2017 года все унитарные предприятия по общему правилу осуществляют закупки в соот­ветствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Исключение составляют перечисленные в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ закупки, которые осущест­вляются в течение года в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, принятым и размещенным унитар­ным предприятием до начала года в ЕИС (п. 2 ст. 1, подп. «а» п. 3 ст. 2 Закона № 321-ФЗ).

Одним из исключений в соответствии с п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и подп. «б» п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ признается ситуация, когда унитарное предприятие является исполнителем по контракту и в ходе его исполнения привле­кает на основании договора иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Это правило не применяется к исполнению унитарным пред­приятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Под контрактом согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ понимается гражданско-правовой договор, предметом кото­рого являются поставка товара, выполнение работы, оказа­ние услуги (в том числе приобретение недвижимого имуще­ства или аренда имущества) от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учрежде­нием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ контракты дополнительно подразделяются на государственные и муниципальные контракты — договоры, заключенные от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчи­ком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Учитывая, что в тексте п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ употребляются термины «контракт» (испол­нителем по которому является унитарное предприятие) и «договор» (на основании которого унитарное предприятие привлекает поставщиков, подрядчиков и исполнителей), следует заключить, что под словом «контракт» в указанной норме следует понимать не любой гражданско-правовой договор, заключенный с любым субъектом гражданского оборота, а именно государственный или муниципальный контракт, заключенный для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 41 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 31 декабря 2016 года унитарные предприятия были вправе принять положение о закупке в отношении закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и осуществляемых в 2017 году. Такое положение о закупке должно быть размещено в ЕИС до 31 декабря 2016 года.

При этом в силу ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое пред­приятием решение об осуществлении указанных в п. 1 — 3 ч. 2 и п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в порядке, уста­новленном Законом № 44-ФЗ или в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не может быть изменено в текущем году.

Таким образом, предприятие, планировавшее в 2017 году осуществлять закупки, перечисленные в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, по установленным Законом № 223-ФЗ правилам, обязано было до 31 декабря 2016 года принять и разместить в ЕИС положение о закупке, распространяющее свое действие исключительно на такие закупки. Положение о закупке утверждается руководителем предприятия (п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Если же такое положение о закупке не было утверждено и размещено в ЕИС до 31 декабря 2016 года, то начиная с 1 января 2017 года все без исключения закупки в 2017 году предприятие должно будет осуществлять, руководствуясь нормами Закона № 44-ФЗ.

Юлия Аносова,
эксперт службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МИЦМоскапстройТеплоцентрстройГлавУПДК
РоссийскийЦентр