НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Какой способ определения поставщика для соблюдения минимального предельного размера стоимости детского питания, установленного нормативным актом, может использовать муниципальное образование учреждения?

При проведении конкурсов с ограниченным участием и элек­тронных аукционов участники снижают цены ниже установ­ленного минимума стоимости такого питания.

Какой способ определения поставщика может использо­вать муниципальное бюджетное образовательное учреждение для закупки услуг по обеспечению горячим питанием обуча­ющихся, учитывая, что заказчик должен также соблюсти минимальный предельный размер стоимости этого питания, установленный нормативным актом (предоставлять пита­ние обучающимся по более низкой цене учреждение образования (заказчик) не вправе)?

В приведенной ситуации заказчик может использовать такой способ закупки, как запрос предложений. Кроме того, заказчик может осуществить закупку у единственного постав­щика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при усло­вии, что сумма такой закупки не превысит 400 тыс. руб. и будет соблюден годовой лимит объема таких закупок.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подряд­чиков, исполнителей) или осуществляют закупки у един­ственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Способ определения контрагента заказчик выбирает в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ, при этом он не впра­ве совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

В ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения откры­того конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан прово­дить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в пере­чень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, а также в дополнительный перечень, утвержденный высшим исполнительным органом государ­ственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ.

Победителем аукциона признается участник, предло­живший наименьшую цену контракта (ч. 10 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

В названный перечень входят услуги общественного пита­ния (код 56 по ОКПД 2). К ним относятся, в частности, услу­ги по обеспечению питанием прочие (код 56.29), включаю­щие услуги по приготовлению и поставке питания, предо­ставляемые на основе договорных соглашений с заказчиком на определенный период времени, например, концессии на обеспечение питанием во время спортивных мероприятий (код 56.29.19), а также услуги столовых (код 56.29.20), вклю­чая услуги школьных столовых и кухонь (56.29.20.120), услу­ги столовых для студентов учебных заведений (56.29.20.130) и услуги прочих столовых (56.29.20.190). Вместе с тем, соглас­но примечанию № 1 к данному перечню, он применяется, за исключением входящих в коды ОКПД2 товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик вправе проводить кон­курс с ограниченным участием в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ (см. об этом письмо Минэкономразвития РФ от 06.06.2016 № Д28и-1474 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ»).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, иннова­ционного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (под­рядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень ква­лификации, выбор контрагента должен осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием. Перечень таких случаев приведен в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. К ним относится, в частности, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб. (п. 6 приложения № 2).

Вместе с тем ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять закупки таких товаров, работ и услуг с учетом требований Закона № 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у един­ственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 того же закона, в отношении участников закупок, которые осущест­вляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Таким образом, при закупке услуг общественного питания с начальной ценой свыше 500 тыс. руб. организация, осу­ществляющая образовательную деятельность, вправе выбрать один из следующих способов закупки:

конкурс с ограниченным участием;

электронный аукцион;

запрос котировок;

запрос предложений;

закупку у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя).

Разумеется, при выборе любого возможного способа заку­пок заказчик должен соблюдать соответствующие требова­ния, установленные Законом № 44-ФЗ в отношении каждого из них.

Так, для запроса котировок существенным условием явля­ется предельный размер начальной (максимальной) цены контракта — 500 тыс. руб., а также условие о том, что годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Однако при запросе котировок, как и при проведении аукциона, победителем закупки признается участник, пред­ложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений информация о закупаемых товаре, работе или услуге сообщается неограни­ченному кругу лиц путем размещения в Единой информа­ционной системе соответствующего извещения и докумен­тации. Победителем же запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложе­ние, которое наилучшим образом соответствует установлен­ным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Иначе говоря, такой способ осуществления закупки предполагает выбор контрагента, основанный не на наименьшей предлагаемой цене, а на наилучшем соответствии требованиям заказчика, что позво­ляет последнему сохранить цену контракта в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к стоимости горячего питания обучающегося, организуемого образова­тельным учреждением.

Кроме того, заказчик в приведенном случае может осуще­ствить закупку у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии, что сумма такой закупки не превысит 400 тыс. руб., а годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не превысит 50% совокупного годового объема заку­пок заказчика и не составит сумму более чем 20 млн руб.


Артем Барсегян и Татьяна Чашина, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МД-группЭнергокомплексМоскапстройМосгаз
ФУДКоминвест-АКМТ