При проведении конкурсов с ограниченным участием и электронных аукционов участники снижают цены ниже установленного минимума стоимости такого питания.
Какой способ определения поставщика может использовать муниципальное бюджетное образовательное учреждение для закупки услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся, учитывая, что заказчик должен также соблюсти минимальный предельный размер стоимости этого питания, установленный нормативным актом (предоставлять питание обучающимся по более низкой цене учреждение образования (заказчик) не вправе)?
В приведенной ситуации заказчик может использовать такой способ закупки, как запрос предложений. Кроме того, заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии, что сумма такой закупки не превысит 400 тыс. руб. и будет соблюден годовой лимит объема таких закупок.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Способ определения контрагента заказчик выбирает в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
В ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, а также в дополнительный перечень, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ.
Победителем аукциона признается участник, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 10 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).
В названный перечень входят услуги общественного питания (код 56 по ОКПД 2). К ним относятся, в частности, услуги по обеспечению питанием прочие (код 56.29), включающие услуги по приготовлению и поставке питания, предоставляемые на основе договорных соглашений с заказчиком на определенный период времени, например, концессии на обеспечение питанием во время спортивных мероприятий (код 56.29.19), а также услуги столовых (код 56.29.20), включая услуги школьных столовых и кухонь (56.29.20.120), услуги столовых для студентов учебных заведений (56.29.20.130) и услуги прочих столовых (56.29.20.190). Вместе с тем, согласно примечанию № 1 к данному перечню, он применяется, за исключением входящих в коды ОКПД2 товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ (см. об этом письмо Минэкономразвития РФ от 06.06.2016 № Д28и-1474 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ»).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, выбор контрагента должен осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием. Перечень таких случаев приведен в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. К ним относится, в частности, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб. (п. 6 приложения № 2).
Вместе с тем ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять закупки таких товаров, работ и услуг с учетом требований Закона № 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 того же закона, в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, при закупке услуг общественного питания с начальной ценой свыше 500 тыс. руб. организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе выбрать один из следующих способов закупки:
• конкурс с ограниченным участием;
• электронный аукцион;
• запрос котировок;
• запрос предложений;
• закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Разумеется, при выборе любого возможного способа закупок заказчик должен соблюдать соответствующие требования, установленные Законом № 44-ФЗ в отношении каждого из них.
Так, для запроса котировок существенным условием является предельный размер начальной (максимальной) цены контракта — 500 тыс. руб., а также условие о том, что годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).
Однако при запросе котировок, как и при проведении аукциона, победителем закупки признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).
При проведении запроса предложений информация о закупаемых товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в Единой информационной системе соответствующего извещения и документации. Победителем же запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Иначе говоря, такой способ осуществления закупки предполагает выбор контрагента, основанный не на наименьшей предлагаемой цене, а на наилучшем соответствии требованиям заказчика, что позволяет последнему сохранить цену контракта в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к стоимости горячего питания обучающегося, организуемого образовательным учреждением.
Кроме того, заказчик в приведенном случае может осуществить закупку у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии, что сумма такой закупки не превысит 400 тыс. руб., а годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не превысит 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не составит сумму более чем 20 млн руб.
Артем Барсегян и Татьяна Чашина, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ