НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Каким образом заказчик должен оплачивать контракт, если победитель находится на УСН, и может ли он предложить подрядчику дополнительный объем работ для покрытия разницы цены контракта без НДС и с НДС?

Администрация поселения разместила муниципальный заказ в виде аукциона с начальной ценой 10 млн руб. с НДС. Аукцион выиграл участник, предложивший цену 9,5 млн руб. Победитель находится на УСН.

Контрактом и прилагаемой к нему сметой предусмотрена оплата контракта по цене 9,5 млн руб. без НДС. По резуль­татам выполнения работ подрядчик представил заказчику сметный расчет за минусом НДС на сумму 9 млн руб. В соот­ветствии с условиями контракта цена может быть изменена в случаях, предусмотренных законодательством.

Как администрации поселения оплатить выполненные рабо­ты по твердой цене контракта? Как оформить акты выпол­ненных работ? Можно ли подрядчику предложить выполнение дополнительного объема работ, чтобы объем соответствовал стоимости работ (9,5 млн руб.)?

В приведенной ситуации выполненные работы, предусмо­тренные контрактом, подлежат оплате по установленной в контракте цене. Оснований для уменьшения этой цены, равно как и для увеличения предусмотренного контрактом объема работ, не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ «О контрактной систе­ме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случа­ях, установленных Правительством РФ, указываются ори­ентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 указанного закона).

Таким образом, цена контракта, заключенного с победите­лем электронного аукциона, является твердой и может быть изменена лишь в случаях, предусмотренных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Отметим, что эти ограничения фактически дополняют общее правило, установленное п. 6 ст. 709 ГК РФ, согласно которому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возмож­ность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

При проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, только обосновывает начальную (максимальную) цену контракта. Из ст. 32, ч. 4 ст. 68, ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ следует, что непосредственно цена контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, определяется предложением контрагента, установленного по итогам аукциона. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке. При этом согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компен­сацию издержек подрядчика и причитающееся ему возна­граждение, причем выделение этих составляющих законом не предполагается.

Ни одна из указанных норм не позволяет заказчику изме­нить цену контракта или уплатить исполнителю иную сумму за фактически выполненные работы по сравнению с предус­мотренной контрактом ценой в зависимости от фактических расходов подрядчика. Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ, в случаях когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, пред­усмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Приведенные в вопросе обстоятельства о наличии такого основания не свидетельствуют.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик обя­зан оплатить выполненные подрядчиком работы, составляю­щие предмет заключенного сторонами контракта, в соответ­ствии с установленной контрактом ценой (сметой).

Ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Предъявление НДС к уплате заказчику (покупателю) является обязанностью, предусмотренной налоговым законодатель­ством, исполнение которой не зависит от того, выделена ли сумма этого налога в договоре. При этом в рассматриваемой ситуации указание в контракте на то обстоятельство, что его цена определена с учетом НДС, должно рассматриваться исключительно в качестве меры, направленной на предотвра­щение неопределенности по вопросу о размере цены догово­ра, о наличии или отсутствии у подрядчика права предъявить к уплате покупателю сумму НДС сверх согласованной сторо­нами стоимости товаров (работ, услуг).

Закон № 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой кон­тракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального пред­принимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта и вытекает именно из положений налогового зако­нодательства, обязывающих организацию — источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).

Независимо от применяемой контрагентом системы нало­гообложения заказчик не вправе требовать уменьшения этой цены по той причине, что подрядчик освобожден от обязан­ности уплаты НДС в соответствии с НК РФ. Это подтверж­дается многочисленными разъяснениями государственных органов. Так, в п. 8 — 11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 29.08.2014 № 02-02-09/43300, письма Минфина России от 05.09.2014 № 03-11-11/44793 (см. также, например, письмо Минэкономразвития России от 20.11.2014 № Д28-2549, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 № Д28и-747, пись­ма Минэкономразвития России от 31.10.2014 № ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 № Д28и-2419, от 12.12.2014 № Д28и-2787, от 23.12.2014 № Д28и-2727, от 18.12.2015 № Д28и-3785).

Таким образом, если в приведенной ситуации работы под­рядчиком выполнены полностью и приняты заказчиком без замечаний, они должны быть оплачены по цене, предусмо­тренной контрактом: 9,5 млн руб. без учета НДС, несмотря на то что в представленных подрядчиком документах указана меньшая сумма (9 млн руб.). В актах выполненных работ, в том числе в формах № КС-2, КС-3, должна быть отражена стоимость работ в соответствии с условиями контракта на сумму 9,5 млн руб. без учета НДС.

Как отмечено выше, условия контракта о цене и объеме работ могут быть изменены лишь в случаях, предусмотрен­ных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ. Положениями этого закона не предусмотрена возможность приобретения дополнитель­ного объема работ в пределах определенной контрактом цены. Однако согласно подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, стороны вправе снизить цену контракта без изме­нения предусмотренного контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта, если такая возможность изменения условий контракта была предусмо­трена документацией о закупке и контрактом (п. 77 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889). Сама по себе формулировка «цена может быть изменена в случаях, предусмотренных законодательством» не свиде­тельствует о том, что стороны предусмотрели в контракте возможность снижения его цены в порядке, определенном подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, поэтому, на наш взгляд, в приведенной ситуации стороны не вправе заклю­чить соглашение о снижении цены контракта без изменения объема работ.

Алексей Александров и Надежда Верхова, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КростМОЭСКОЭКГеопроектизыскания
ВККоминвест-АКМТПНСАбсолют