НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Допустима ли закупка образовательным учреждением одноименного товара (учебников) несколько раз в течение года у единственного поставщика?

Образовательное учреждение (школа) осуществляет покупку учебников без проведения аукциона на сумму менее 400 тыс. руб. Поставщик не является единственным.

Может ли образовательное учреждение осуществить закупку учебников у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ несколько раз в течение одного года, учитывая одноименность приобретаемого у этого поставщика товара (учебники)?

Основания и условия осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Согласно п. 5 этой части, к случаям осуществления закупки у единственного контрагента относится закупка товара, работы или услуги определенными категориями заказчиков (в том числе государственными и муниципальными образовательными организациями) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых заказчиком в установленном этим Федеральным законом порядке и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Из сказанного следует, что в контексте п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ под суммой закупки следует понимать цену контракта, заключаемого в рамках одной процедуры закупки, а предусмотренное этой нормой суммовое ограничение в размере 400 тыс. руб. относится к одному контракту. Количество же самих контрактов, которые могут быть заключены заказчиком на основании этой нормы в течение квартала, года или иного календарного периода, закон не ограничивает. Пункт 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ содержит ограничение только в отношении годового объема закупок, которые осуществляются заказчиком на основании этой нормы: он не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб., то есть в течение года заказчик вправе заключить контракты на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на общую сумму до 20 млн руб. включительно, но в пределах 50% совокупного годового объема закупок — утвержденного на соответствующий финансовый год общего объема финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с этим законом (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Понятие одноименных товаров, работ или услуг в Законе № 44-ФЗ отсутствует (в отличие от положений утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Поэтому возможность осуществления закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ограничена только суммой одной закупки и годовым объемом закупок по данному основанию, но не принадлежностью объекта закупки к тем или иным видам, группам или категориям товаров, работ или услуг. Как разъяснено в письме Министерства экономического развития РФ от 12.02.2016 № Д28и-285 применительно к закупкам по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, этот Закон не ограничивает количество закупок, которые могут осуществляться по указанному основанию, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что действия заказчиков при осуществлении закупок должны соответствовать принципам контрактной системы в сфере закупок, в частности принципу обеспечения конкуренции (ст. 6, 8 Закона № 44-ФЗ). Поэтому является недопустимым искусственное разделение товаров, потребность в которых возникла у заказчика, на два или более объекта закупки с целью избежать необходимости применения конкурентных способов определения контрагента, создав видимость соблюдения суммового ограничения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При таких обстоятельствах контракт, заключенный с единственным контрагентом, может быть признан недействительным как нарушающий требования закона (ст. 168 ГК РФ, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 № 10АП-15842/14).

Алексей Александров и Татьяна Чащина,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ЭнергокомплексКапиталГеопроектизысканияОЭК
МОСПРОМСТРОЙАКСИТЕХРоссийскийАктивКапитал